19 августа (6 августа по старому стилю) святая Церковь молитвенно вспоминает евангельские события Преображения Господня. Евангелия повествуют, как Господь Иисус взял троих из своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна и восшел вместе с ними на гору (по преданию — Фавор в Палестине) помолиться. Во время молитвы Он преобразился перед ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). После этого явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали со Спасителем «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Пораженный увиденным и испуганный Петр воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9, 5). После этих слов светлое облако покрыло их всех, и ученики услышали из облака голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его послушайте» (Мф. 17, 5). Сходя с горы, Иисус запретил ученикам говорить о произошедшем, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 9).

Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако существуют мнения, что местом Преображения мог быть и один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии Филипповой. При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех Лиц Святой Троицы. Явившиеся пророки — Боговидец Моисей, хранитель Закона и ревнитель Божественной Истины Илия — свидетельствовали, что Христос есть истинный Мессия, пришедший спасти мир добровольной искупительной Жертвой.

Праздник местно отмечался в Палестине с IV века и стал общецерковным к V столетию. Праздничные Слова и поучения о Преображении содержатся в трудах святых Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста (IV в.) и Кирилла Александрийского (V в.).

Исходя из евангельского текста, событие Преображения произошло в феврале, за 40 дней до праздника иудейской Пасхи, но Православная Церковь перенесла его празднование на 6/19 августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий божественный нетварный свет.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым, или яблочным Спасом, после литургии в этот день совершается освящение «плода лозного» — винограда, яблок и других фруктов. Это является выражением дара Богу от благословленной Им природы. В греческой Церкви принято освящать виноград и смоквы (инжир), а на Руси заменителями этих южных плодов стали яблоки. Существует русская традиция не вкушать винограда и яблок до этого дня. Название праздника отражено в национальной топонимике, наименованиях полков и фамилиях.