В пасхальную ночь Евангелие читают на разных языках, ведь Воскресение Христа касается всех людей, где бы и когда бы они ни жили.

Пасха — самый первый христианский праздник. В Деяниях апостолов мы читаем о том, что христиане собирались вместе (по-гречески — «в Церковь») в первый день после субботы (то есть — в воскресенье) для благодарения и преломления хлеба — совершения Евхаристии.

Ночной пасхальный крестный ход — древняя византийская традиция. В то время крещение новых христиан совершалось два раза в год: в Великую Субботу — перед пасхальной литургией и в сочельник праздника Рождества (точнее, Богоявления: Крещение и Рождество праздновались в один день). Подготовка к крещению (оглашение) проходила в течение всего Великого поста. Само таинство совершалось в специальном крестильном храме. Из него новокрещеные торжественно, с зажженными свечами в руках шли в белых крестильных рубашках в собор святой Софии.

Празднование Пасхи продолжается 40 дней до момента Вознесения Христа на небо. Всё это время в Церкви звучит торжественный пасхальный канон — творение преподобного Иоанна Дамаскина, а многие молитвы заменяются на пение тропаря праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — приветствуют друг друга христиане в течение всего времени празднования Пасхи. Традиция христосования основывается на событиях, описанных в Евангелии, когда жены-мироносицы пришли к апостолам с известием о воскресении Христа.

Традиция красить яйца на Пасху основана на легенде: святая Мария Магдалина пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию, а чтобы не входить к нему с пустыми руками, принесла в подарок куриное яйцо. Император сказал ей, что легче этому яйцу стать из белого красным, чем поверить таким небылицам. И яйцо в его руках сделалось красным.

Мы празднуем Пасху каждую неделю: каждый 7-й день недели посвящен Воскресению Христа из мертвых.

Дата вычисляется по лунно-солнечному календарю в промежутке между 4 апреля и 8 мая. От даты празднования Пасхи зависят даты всех связанных с нею праздников и постов.

«Шахтинские известия» совместно с Шахтинским отделением Ростовского областного отделения Союза журналистов России в преддверии Дня города проводили фотоконкурс «Я люблю город Шахты». Фотографии Покровского собора – одни из часто присылаемых снимков. Фото Евгения Карелина.

О празднике

Воскресение Иисуса Христа — центральное событие всей Священной истории. О нем повествуют все четыре евангелиста.

Христос был распят и умер на Кресте за грехи всех людей — живших когда-либо от сотворения мира и тех, кто когда-либо будет жить. Праведные Иосиф Аримафейский и Никодим — тайные ученики Христа — сняли с Креста Его тело, положили в высеченный в скале гроб и, закрыв вход в пещеру камнем, ушли, так как уже начиналась суббота, праздник иудейской пасхи.

Рано утром на следующий день после субботы женщины — ученицы Спасителя — пришли к пещере, чтобы по традиции помазать тело Иисуса специальными погребальными благовониями — миром. Они увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отодвинут в сторону, а во гробе никого нет: они нашли там только пустые погребальные пелены и платок, закрывавший лицо Христа. На выходе из пещеры мироносиц встретил ангел, возвестивший им, что Христос воскрес!

Икона праздника

На иконе Воскресения Христос выводит из бездны ада первых людей — Адама и Еву, а вместе с ними и всех ветхозаветных праведников. В руке Спаситель держит Крест — как знамя победы, отворившее двери ада для всех, кто захочет последовать за Ним. Разрушение ада символизируют сломанные врата и замки под ногами Христа.

Смерть пришла в мир через грехопадение первых людей. Адам и Ева нарушили заповедь, данную Творцом, и были изгнаны из рая. Непослушание прародителей обрекло на смерть всех их потомков. Но люди не остались без надежды на возвращение. Бог обещал им, что смерть будет побеждена. С тех пор все праведники жили ожиданием пришествия в мир Спасителя.

До пришествия Иисуса Христа двери рая были закрыты: все люди — и грешники, и праведники — после смерти попадали в преисподнюю. Но когда безгрешный Бог принял на себя смерть и спустился во ад, ад не смог его удержать. Христос вывел оттуда всех праведников и раз и навсегда открыл двери для всех, кто захочет последовать за Ним.

Что такое ветхозаветная Пасха?

Это главный иудейский праздник в память об исходе евреев из Египта. Его полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.

Согласно библейской истории, Иаков — внук Авраама и прародитель евреев — из-за голода переселился со всей своей семьей в Египет, где его потомки и остались, постепенно образовав еврейский народ. Численность его быстро росла, так что один из фараонов начал опасаться восстания. Чтобы ослабить евреев, он сперва приказал привлечь их к тяжелой стройке, которая постепенно превратила их в рабов, а потом повелел убить всех их новорожденных младенцев. Только будущего пророка Моисея удалось спасти. Позднее Бог призвал его идти к фараону и потребовать освободить еврейский народ от рабства и отпустить его в землю обетованную.

Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев.

Пасха (древнееврейское «Прохождение мимо») — праздник, учрежденный в память избавления иудейских первенцев от смерти в день бегства народа избранного из плена египетского. В тот день иудеи закололи и съели ягненка, а его кровью помазали косяки дверей своих домов. Ангел Господень, убивающий всех первенцев земли египетской, прошел мимо их жилищ, не причинив им никакого вреда.

Пасхальный агнец — символ Христа. Как иудеи, избавленные от смерти кровью невинного ягненка, бежали из плодородной, но убивающей их народ страны, так и христиане получают избавление от смерти Кровью Спасителя.

Туринская плащаница.

«Пятое Евангелие»

Так называют Туринскую плащаницу (погребальные пелены Христа). На ней, как на негативном отпечатке, отобразились Тело и Лик Христа в момент Воскресения. На ткани видны раны от гвоздей, шипов тернового венца, следы плети и рана от копья.

Подготовила Наталья Ершова по материалам журнала https://foma.ru/