День накануне праздника Рождества Христова называется Сочельником.

Утро Рождественского Сочельника в Покровском кафедральном соборе города Шахты.

Название происходит от традиционного блюда, которое готовится в этот день, — сочива (вареная пшеница или рис с медом). В старину в Сочельник ели только сочиво, от любой другой пищи верующие воздерживались вплоть до наступления Рождества. Существует также традиция не есть в этот день ничего «до первой звезды».

Празднование самого Рождества совершается в ночь с 6 на 7 января — ровно в полночь в храмах начинается торжественное богослужение.

Период с 7 января до Крещенского Сочельника (18 января) называется Святки. Это дни особой радости, которой верующие люди стремятся делиться друг с другом. В это время принято ходить в гости, творить дела милосердия. Хорошей традицией становится дарить подарки к Рождеству и поздравлять с праздником людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, среди сена и соломы, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог».

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. Отцы Церкви в своих писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

На территории Покровского кафедрального собора. Фото на конкурс «По святым местам: своими глазами и своими стопами» прислали прихожане  собора. Сделано 27 декабря 2020 года.

Зачем Спаситель стал человеком и пришел в мир?

«От Марии родился, то есть воплотился и вочеловечился, Бог, Который утаит Свое присутствие в мире до определенного возраста. А затем явит Себя миру на Иордане, где Бог явится как Троица, а Иисус из Назарета явится как Христос», – так говорит Церковь.

О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце. Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы, чтобы отыскать свою заблудшую овцу — погибающий в грехах человеческий род. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.  Человек болен не только духовно, но и физически. Грехом повреждена вся человеческая природа. Углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью. В Причащении тела и крови Христовой человек приобщается к Богочеловеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Инославные христиане, не верящие в Причащение, понимают соединение с Христом в иносказательном, переносном смысле, или в смысле одного духовного общения с Ним. Но для духовного общения воплощение Сына Божия излишне. Ведь и до Рождества Христова пророки и праведники удостаивались благодатного общения с Богом. Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия». Епископ Александр (Милеант)

Почему Господь родился в пещере, а не во дворце?

Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф, так как им не нашлось места в гостинице. «Смирение – первая добродетель, которую Христос проповедал людям в Нагорной проповеди. И Своим примером Он явил эту добродетель, родившись не в царских палатах, а в овечьей пещере. Еще одно наставление заключено в том, что не место делает человека значительным, а человек – место. Еще одно наставление от Господа: Царство Небесное важнее всего сущего в мире. И Царство это человек может стяжать независимо от того, где он родился и где он живет – в городе, в деревне, в пустыне или пещере.

Путешественники паломнического отдела Шахтинской епархии до периода ограничительных мер совершили несколько зимних поездок. Фото предоставлены в рамках проекта «По святым местам: своими глазами и своими стопами». Юлия Иванова. Москва. Храм Христа Спасителя.

Почему простые пастухи удостоились первыми воздать почести родившемуся Спасителю и чему они могут научить нас сегодня?

В эту ночь несколько (по преданию, четыре – Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан) пастухов находились со своими стадами на склоне холма в окрестности Вифлеема… Ангел Господень принес им благую весть о рождении Мессии. Первый испуг от чудесного появления вестника Божьего сменился радостью о приходе Спасителя в этот мир. Найдя Младенца в яслях (как и благовествовал Ангел), пастыри поклонились рожденному Иисусу и  отправились благовествовать о Рождестве Христовом людям, встречавшимся им на пути. Для простых пастухов, не нагруженных знаниями волхвов-мудрецов, путь ко Христу был во всех смыслах близок.

Исполненные учености, мудрые волхвы едут долго, как «люди науки, которые должны проделать длинный путь от знания того, что относительно, к знанию того, что абсолютно, через изучаемый ими предмет». Как сказано в Евангелии, новорожденному Младенцу Христу пришли поклониться три мудреца с Востока — волхвы (так называли восточных мудрецов). Их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар. В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар — «бородатым старцем», а Мельхиор — «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии. Господь так милостив, что даже язычников хотел призвать к Себе. Звезда, взошедшая на Востоке,  привела их к яслям Младенца Христа, позже все три волхва стали христианами.

Волхвы принеси Мессии дары: золото символизировало дары Царю земному, ладан — это дар Царю Небесному, Богу, смирна — это символ будущих страданий Христа, и Его смерти на Кресте за грехи человечества (маслами, смешанными со смирной, в те времена помазывали умерших). Дары волхвов дошли до наших дней и хранятся в ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.

Пастыри и волхвы образно подобны двум возможным вариантам пути к Богу через смирение и через знание. Еще один вариант толкования — первыми были приведены ко Христу и Богородице пастыри – как образы будущих пастырей церковных, проповедников Христа и раздаятелей Его света и Его благодати. В Евангельском повествовании об Вифлеемских пастухах заложены описания основных качеств пастырей Церкви Христовой

Вифлеемская звезда- что это?

Идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго… как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда — не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Блаженный Феофилакт Болгарский (вторая половина XI – начало XII века) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Кристина Астафьева.  Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Шамордино. Калужская область.  

Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно?

По возможности следует посетить все уставные праздничные богослужения. Рождественская служба начинается днем раньше — в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяют обстоятельства, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению — почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Раньше Рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. В наше время это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают. Если вы были на Литургии, можно вкушать еду сразу после ее окончания, но, если вы не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды».

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. После 18:00 лучше воздержаться от вкушения пищи.  Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день — прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Постарайтесь подготовиться к Исповеди и Причастию.

Принесем Господу в дар «ту чистоту сердца, за которую пастухи первые удостоились поклониться Спасителю, ибо «блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят»; принесем Ему с мудрыми волхвами «сверкающую славу, звонкую полнозвучность, нержавеющую чистоту золота» — красоту, сокрытую в недрах душ наших: постоянным подвигом, настойчивым, неослабевающим терпением, крупица за крупицей, извлечем её из таинственных глубин; принесем Христу и чистую молитву от правдивого сердца и нелживых уст; и мужественную праведность, и смелую, бесстрашную веру; доверимся Ему каждый в меру сил своих, но изо всех сил своих, без остатка, без оглядки, сердцем недвоящимся, целомудренным. Но раньше всего принесем Ему дар любви нашей. Станем с Ним едиными через любовь и в любви, — и любовию Христовой, которую ничто не могло сломить, возлюбим тот мир, за который Он жизнь отдал Свою, — возлюбим каждого, как Он научил нас любить. Воинами Христовыми выйдем в жизнь с новой надеждой и с новой силой, принесем в холодный мир огненную, победоносную радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтоб у всех рассеялся страх, чтоб свет Христов озарил всех, чтоб едиными устами и единым сердцем всем, всем без остатка воскликнуть: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.» Митрополит Антоний Сурожский.

Праздничная елка на территории Покровского кафедрального собора.


Подготовлено по материалам паломнического отдела Шахтиинской епархии и сайта  https://pravoslavie.ru/