19 декабря православная церковь чтит память самого близкого, родного и любимого во всем православном мире святого – святителя Николая Чудотворца. Два шахтинских храма отметят престольный праздник. 

Что же связывает имя великого православного святого и турецкий город Демре? ​ Кто является прототипом Санта Клауса и почему?

Удивительно, но самый «популярный» в России святой родился в III веке по Рождеству Христову в Малой Азии — на территории современной Турции. В период с 300 по 343 годы главным епископом древнего города Мира Ликийская (ныне турецкий город Демре) служил святой Николай, которого также называют Чудотворцем или Угодником.

Прежде всего, он известен как примиритель врагов, покровитель невинно осужденных, защитник моряков и детей. Согласно древним писаниям, когда-то живший на территории современного города Демре Николай Чудотворец тайно приносил подарки детям на Рождество. Именно поэтому он стал прототипом всем известного Санта Клауса. ​ На городской площади в турецком городе Демре возвышается огромный Санта-Клаус – на создание скульптуры вдохновила жизнь святого Николая.

Открытка 1975 г. из частной коллекции нашего читателя Павла Плыса.

Прообразом Санта-Клауса и Деда Мороза является святой Николай Чудотворец (Санта — «святой», Клаус — «Николай»), известный своей сердечностью и милосердием к людям, благотворительностью, а также помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей.

Служение Святого Николая прототипом белобородого старца, тайно проникающего в дома и дарящего подарки, началось с истории, рассказанной жителями города Патары. Один богатый, но обанкротившийся человек, отчаявшись, чуть не продал трех своих дочерей в публичный дом. Узнав об этом, святитель тайно подбросил в окно его дома три мешочка с золотом и тем самым спас семью от разорения. По легенде, один из этих мешочков случайно угодил в чулок одной из девушек, лежащий на полу. Именно после этого в Европе зародилась традиция вешать у изголовья чулки в ожидании, что святой Николай положит в них подарки. В житии святителя сохранилось немало рассказов о тайной благотворительности. Благодаря тому, что он подбрасывал в дымоход деньги нуждающимся людям, сложилось представление, что рождественский дед проникает в дом через печную трубу.

После смерти останки епископа были захоронены в римском саркофаге, который поместили в специально отстроенную церковь для лучшей сохранности. В 1087 году  часть мощей похитили  итальянские купцы и увезли  в Италию, перезахоронили их  в городе Бари, однако итальянцам не удалось забрать все останки. С течением веков храм ушел под землю на глубину более четырех  метров и был выкопан археологами лишь спустя столетия. Сегодня любой путешественник может почтить память святого, посетив храм Николая Чудотворца в Демре в Турции, который открыт ежедневно.

Важнейшей достопримечательностью церкви является саркофаг святого Николая, где ранее хранилась часть его мощей, которая впоследствии была передана музею Анталии. Также в храме можно полюбоваться древними фресками. Побывавшие здесь туристы отмечают, что церковь находится в запущенном состоянии и нуждается в скорейшей реконструкции. Но пока вопрос о реставрации так и остается открытым.

Особо почитаемая святыня Свято-Никольского храма поселка Аютинский нашего города — проявленный образ Владимирской иконы Божией Матери. Лик Пресвятой Богородицы чудесно отразился на стекле на окладе иконы. Фото Натальи Ершовой.

Каким же был святитель Николай Чудотворец при жизни?

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой​ Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам  лишь один раз​ — после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания. Днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги.  Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан​ священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

 

Анна Путинцева, Сергей и Виктория Сластины, Анастасия Немыкина,  Надежда Фиалкина, Наталья Леонова. Свято-Никольский храм. Таганрог. В этом храме покоятся мощи донского святого – праведного старца Павла Таганрогского. Фото Романа Тетюхина.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого​ диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным​ служением​ Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Мария и Эвелина  Ламовы.  Свято-Никольский храм. Крым. Севастополь. Во время поездок паломнического отдела  Шахтинской епархии путешественники побывали в храмах в честь святителя Николая в разных городах. Фото предоставлены  для участия в проекте «По святым местам: своими глазами и своими стопами».

 

Два шахтинских храма отметят престольный праздник

На Руси множество соборов,​ монастырей​ и​ церквей​ посвящено Николаю Чудотворцу. Нет, пожалуй, ни одного селения в нашей стране без Никольского храма. И у нас в городе Шахты два храма носят имя этого великого святого. Свято-Никольский храм по ул. Красная, 65 и Свято-Никольский храм поселка Аютинский, ул. Платова, 167. Второй храм был известен еще в начале XIX века.

Свято-Никольский храм по ул. Красная, 65, пос. Воровского.

Свято-Никольский храм поселка Аютинский, ул. Платова, 167.

​ «1 января 1903 года. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского Николая Второго и Священного Правительственного Синода: Согласно представления Его Преосвященства Афанасия Архиепископа Донского и Новочеркасского, Священный Синод определяет при вновь устроенной Николаевской церкви в х. Власово-Аютинском​ Черкасского округа, открыть самостоятельный приход с​ причтом​ из священника и псаломщика, с тем, чтобы содержание сего причта обращалось исключительно на изысканные местные средства». ​

В 1902 году по инициативе жителей поселка Аютинский была построена и в 1903 году освящена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь была однопрестольной, имела три купола и колокольню:

3 ноября в хуторе Власово-Аютинском состоялось торжество освящения нового хуторского храма во имя Спасителя Николая. Освящение было совершено шестью священниками Александровско-Грушевского благочиния с тремя диаконами и хором певчих из Новочеркасска. Хуторяне отпустили на расходы по освящению храма​ 900 рублей.​ Из​ Новочеркасска​ прибыло много гостей и должностных лиц, причём атаман был встречен в хуторе хлебом-солью. Во время предложенной после освящения закуски, было сказано несколько речей. Церковь была построена из камня и обошлась обществу в восемь тысяч рублей.

После революции церковь была закрыта, но не разрушена, в ней открыли клуб. Только в 1991 году в перестроенном Свято-Никольском храме возобновилось служение. Новый храм имеет пять куполов.

Храм поселка Аютинский известен еще тем, что именно здесь в 1904 году будущий священномученик Илия Попов становится первым настоятелем, тогда нового Свято-Николаевского храма хутора Власово-Аютинского (ныне поселок Аютинский города Шахты).

Особо почитаемой святыней храма является проявленный образ Владимирской иконы Божией Матери. Лик Пресвятой Богородицы чудесно отразился на стекле на окладе иконы. Проявленное изображение хорошо видно, если рассматривать стекло под определенным углом.

Татьяна Войтенко.  Свято-Никольский храм. Крым. Севастополь. Свято-Никольская церковь или церковь-пирамида в Севастополе — действующий храм и памятник первой обороны Севастополя во время Первой Русско-турецкой войны. Возле храма находится братская могила и кладбище.

После окончания Первой Русско-турецкой войны Александр II принимает решение увековечить память о войнах-героях, оборонявших Севастополь. Место под строительство памятника было очевидным. Именно северная часть города подверглась самым большим атакам и выдержала самые большие разрушения и массовые сражения.

Людмила Киселева. Свято-Никольский храм. Крым. Севастополь.

Наталья Леонова. Свято-Никольский храм. Крым. Севастополь.


Материал предоставлен паломническим отделом Шахтинской епархии