Оптина Пустынь —  мужской монастырь, одна из самых известных в России обителей. Находится в Калужской области на берегу небольшой речки Жиздры. Монастырь основан в конце XIV века разбойником, которого звали Опта, но он раскаялся в своих грехах, стал отшельником и удалился в глухой лес, где и стал проводить все свое время в посту и в молитвах, замаливая прежние грехи.

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился в 1812 году  в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

Группа шахтинских паломников в Оптиной Пустыни. Фото предоставлено паломническим отделом Шахтинской епархии.

Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь. Вскоре  принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Затем он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей смерти не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни.

Отец Амвросий несмотря на состояние здоровья занимался издательской деятельностью. Но не она была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость.

Собор преподобных Оптинских старцев. 

Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

 Лев Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница.

1891 год был последним в земной жизни старца. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Монастырь Оптина Пустынь.

Память всех просиявших в Оптиной пустыни преподобных, мучеников и исповедников установлена в день празднования Собора преподобных Оптинских старцев 24 октября.  

По материалам сайта https://www.pravoslavie.ru/

Изречения преподобного Амвросия

  • Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.
  • Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
  • Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
  • Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.
  • Кто уступает, тот больше приобретает.
  • Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
  • Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
  • Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».
  • Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству.
  • Зло всегда забегает вперед, но не одолевает…
  • Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.