В результате взрыва и стрельбы от рук студента учебного заведения погиб 21 человек из числа учащихся и сотрудников, пострадало 67 человек. На вопросы: «Почему он совершил страшный поступок?», «Как предотвратить подобное преступление?», — попытался ответить психолог, заведующий кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в городе Шахты Андрей Руденко.

Андрей Руденко.

Две стороны интернета

— Что из себя представляет современный терроризм с психологической точки зрения?

— Он проявляется в самых разных формах и видах. Это может быть терроризм, связанный с ксенофобией, нетолерантностью к чужому мнению, чужой культуре, инаковости. Либо связан с экстремистскими проявлениями неформальных организаций. Его очень много. К сожалению, сегодня не только молодые люди подвержены этому, но и представители всех возрастов могут оказаться втянутыми в различные проявления экстремизма и терроризма. Это могут быть, например, политические основания. Сегодня очень много проявлений экстремизма мы можем видеть в цифровом пространстве. И это является спецификой современного экстремизма и терроризма. Люди, к сожалению, отходят от традиционных форм, видов и средств проведения досуга и погружаются в интернет, который, в общем-то, дает, с одной стороны, при умении пользоваться контентом, большие возможности, с другой – представляет угрозу.

— Что может быть причиной проявлений этой идеологии?

— Во-первых, мы должны развести понятия экстремизма и терроризма. Они все-таки разные. Экстремизм (от лат. extremus — «крайний, чрезмерный») – проявление крайних взглядов. И, как известно, людям в молодом возрасте свойственен максимализм, что в свою очередь уже является психологически благодатной почвой для появления таких взглядов. Терроризм — крайняя форма, связанная с нанесением ущерба здоровью, гибелью людей, причинением массового вреда. Как известно, этот термин появился во времена Великой французской революции. Синонимами слова «террор» (от лат. terror — «страх», «ужас») являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».

Благодатной почвой для проявления всего этого является нереализованность человека. Помните, Александр Пушкин устами Моцарта в «Маленьких трагедиях» говорил: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Гению, как человеку, имеющему яркий талант и проявляющему его, некогда и незачем наносить вред кому-либо. Человек чувствует себя реализующимся, а это сродни чувству победителя, которому не хочется вредить людям, а только радоваться и делиться радостью с окружающими. Сделать что-то плохое хочет тот, кто является проигравшим или, по крайней мере, таковым себя ощущает.

Психолог Андрей Руденко: «Безопасность — это вопрос того, что находится в сознании людей, является их ценностями и идеалами».

— Что привлекает людей в этой идеологии? Желание казаться лучше, сильнее, хитрее?

— Кажущаяся свобода привлекает тех, кто оказывается жертвами различных группировок. Ведь именно там им кажется, что они свободны. Но что это за свобода? Немецкий философ, социолог и психолог Эрих Фромм, да и не только он, утверждал, что это традиция, идущая из глубины веков, делил ее на внешнюю и внутреннюю, а также на свободу «для» и «от». Когда мы говорим о свободе «от», то имеем в виду свободу от каких-либо зависимостей. Но, освободившись, человек далеко не всегда знает, для чего он это сделал. Например, уставший от работы сотрудник хочет уйти в отпуск. Но, получая свободное время, он часто не знает, куда себя деть. Ему все начинает надоедать, не хватает работы. Это опасный случай для того, чтобы он стал потенциальной жертвой запрещенных организаций, неформальных группировок, которые могут его завербовать. Когда человек четко знает, на что он потратит свою свободу, он точно не станет ни экстремистом, ни террористом. Это очень важный момент — вопрос формирования личности. Человек опасен тогда, когда не является ярким представителем в какой-либо сфере и не может реализовать себя социально приемлемым способом.

Под ударом — молодежь

— А Вы можете описать психологический портрет потенциального экстремиста?

— Конечно, это не маленькие дети и глубокие старики. Чаще всего — молодежь: от 14 до 30 лет. Подростковый возраст – то самое время, с которого начинается поиск себя, с 11 до 14 лет. С точки зрения возрастной психологии наиболее сильным желанием является самоидентификация – понимание себя в мире. И очень важно, кто будет рядом с ребенком. Человека формируют пять основных агентов социализации: семья, система образования, сверстники, религия и СМИ. Именно от этих факторов зависит, каким он будет. В идеале для того, чтобы он стал гармонично развитой личностью, должно быть позитивное и плодотворное влияние каждой из сфер. Вспомните вопиющий случай в России, когда в 2018 году в Керчи Владислав Росляков расстрелял в колледже своих сокурсников и педагогов. 21 человек погиб, в том числе он сам застрелился. Почему это произошло? Первый фактор – он вырос в неполной семье. Мать все время на работе, влияния отца практически не было. Ребенок не получал полноценного воспитания со стороны родителей и был практически предоставлен сам себе. Позже бабушка, директор детского сада, скажет, что он в детстве был тихим, спокойным, хорошим мальчиком. Но потом ушел в цифровое пространство, в игры-«стрелялки», замкнулся в себе. Как видим, влияние семьи было отрицательным. В школе он не был ни в числе отстающих, ни среди лидеров. Учился средне и никак не выделялся. Но учеба не доставляла ему удовольствия, не давала возможности почувствовать себя значительным. Владислав был интровертированным ребенком, что видно из описания его родственников, рассказов одногруппников, учителей. Он был, как говорил один из мыслителей эпохи Просвещения Иммануил Кант, «вещью в себе», т.е. его энергия направлялась в мир мысли, фантазии и чувства больше, чем по отношению к окружающим его людям. Это, кстати, для мальчиков характерное явление. Институт образования, колледж, в котором он учился, не являлся для него тем полигоном пространства, где он понимал бы, что может себя реализовывать и чувствовать себя значительным. Со сверстниками у него тоже не складывались отношения в силу его замкнутости и, очевидно, наличия психологических проблем, которые шли из семьи. Кстати, еще за год-полтора до совершения этого ужасного поступка он открыто писал знакомым: «Вот бы пострелять, тать известным, прославиться». Никто не обратил на это внимания. Как ни странно, для подавляющего большинства молодых людей их ум, настроение, ценности, мировоззрение, устремления берутся из самых многообразных средств массовой информации. Знаете, в чем особенность современных СМИ? Они очень многообразны и несут разный посыл. Если раньше было несколько телевизионных каналов, то сейчас их выбор велик. Так же, как и информация в интернете. И ведь нет того рядом, кто бы сказал, что можно делать, а что нельзя. Что такое хорошо, а что такое плохо, ребенок определял сам. И что же привлекло Рослякова? То, чем он занимался — «стрелялки». Изо дня в день это стало настолько обыденным, что потом, когда он расстреливал людей, для него они были, как блики на экране. Игра…

— Почему он выбрал для себя этот путь?

— Не были созданы условия для полноценного формирования личности. А вот из всех этих пяти названных выше агентов кто это мог сделать? Вот если бы он получил хорошее образование, этого бы ничего не случилось. Но, как видите, так сложилось, что нигде он не смог найти поддержки.

Здоровье и болезнь

— Значит, быть плохим – это удел слабых?

— Очень опасно делить людей на сильных и слабых. Мы все слабы в определенных ситуациях. Человек на самом деле и не добр, и не зол, и не хорош, и не плох. Еще во время эпохи Возрождения итальянский мыслитель Джованни Пико делла Мирандола говорил, что человек — хозяин своей судьбы. Он может оскотиниться или возвыситься до вершин самого великого и прекрасного. Есть одна формула, которая может от всего этого избавить. Теоретически она очень простая, но практически — очень сложная. Здесь необходимы комплексные усилия не только со стороны самого человека, но и общества. Эрих Фромм ввел такие термины, как здоровое и больное общество. И если в первом варианте оно позволяет человеку полноценно и успешно реализовываться, то во втором – наоборот. Отмечено психологами, когда человек успешен, он приписывает успех себе самому. В противном же случае обвиняет всех и начинает верить в высшие силы: судьбу, рок, фатум — он как бы с себя снимает ответственность. Человеку очень трудно психологически чувствовать себя хозяином своей судьбы. Взять ситуацию под свой контроль готовы единицы. Это признак лидера, того, кто в любых ситуациях не боится брать на себя ответственность и нести эту тяжелую ношу самостоятельно.

Что же может позволить человеку полноценно развиваться и уменьшить процент людей, склонных к экстремизму и терроризму? Об этом впервые сказал наш бывший соотечественник, американский психолог Абрахам Маслоу, фактически открывший формулу счастья. Он автор «Пирамиды Маслоу» — диаграммы, иерархически представляющей человеческие потребности: биологические и физиологические. Если человек беспрепятственно удовлетворяет их, то естественным желанием становится помощь другим людям, жить ради других. Возникает вопрос: как всего этого добиться? Необходимо постоянно развиваться. Трагедия зачастую в том, что мы пропитаны западными идеями успеха. Нам кажется, чтобы быть счастливыми, мы должны быть успешными. Но не понимаем, что успех очень часто приводит к диспропорциям и дисбалансу в удовлетворении потребностей и в нашем развитии. Нужно четко понимать, что все должно быть гармоничным и сбалансированным. Когда все потребности человека будут удовлетворяться, то у него и не возникнет необходимости или желания заниматься какими-то нехорошими вещами.

— Как сделать окружающий нас мир безопаснее?

— Нужно смотреть глубже. Вопрос безопасности — это вопрос того, что находится в сознании людей, является их ценностями и идеалами. Здесь я еще раз хочу вернуться к вопиющему случаю в Керчи и процитировать слова нашего Президента Владимира Путина, который в то время находился на Валдайском форуме. Он прокомментировал ту ситуацию так: «Молодые люди с неустойчивой психикой каких-то лжегероев для себя создают. Это значит, что все мы вместе взятые, не только в России, в мире в целом плохо реагируем на изменяющиеся условия в мире. Это значит, что мы не создаем нужного, интересного и полезного контента для молодых людей. Они хватают вот этот суррогат героизма. Это и приводит к трагедиям подобного рода». Кстати, заметьте, после начала специальной военной операции многие вредоносные контенты были прикрыты. И это очень хорошо. Человеку с окрепшей психикой, имеющему твердые устоявшиеся взгляды, подобная негативная информация не страшна. У детей, еще не обладающих критическим мышлением, все что угодно может осесть в сознании. Здоровые ценности и идеалы формируют и защищают личность.

Беседовала Светлана Журавка