Тамара Левина, социальный педагог РЦ «Добродея»:

— Арт-терапия — это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это лечение творчеством. Во время занятий арт-терапией дети получают важное послание от собственного подсознания и положительные эмоции. Использование арт-терапии возможно и в домашних условиях, родителям по силам занятия с детьми, достаточно иметь фантазию и желание.

Для родителей очень важно относиться к произведениям ребенка с уважением, не пытаться что-либо добавить в их рисунки. Отношение к своим работам со стороны взрослых дети воспринимают как отношение к себе.

Как же правильно организовать занятия арт-терапией дома?

Прежде всего нужно организовать рабочее место. Ребенка не должно что-либо стеснять. Простор, безопасность, удобство — вот чему стоит следовать в этом деле. Подготовились — и вперед, к творчеству!

Важно иметь достаточное количество необходимого материала, чтобы удовлетворить творческие потребности ребенка. Не лист бумаги, а целый альбом. Даже если в планах рисование, пластилин, цветную бумагу и клей нужно иметь под рукой. Мало ли куда заведет ребенка фантазия!

Результат не должен подвергаться критической оценке.

Необходимо отказаться от оценивания качества работы и проявлять уважение ко всему, что создает ребенок. Это его внутренние переживания, эмоции, он показывает их неосознанно, по-своему.

Самым главным является общение с ребенком во время занятий. Важно находиться с ним на одном уровне, смотреть в глаза, поощрять, хвалить, поддерживать.

Для занятий мы советуем:

Рисование на мокрой бумаге.

Окуните лист белой бумаги в воду, затем удалите лишнюю влагу при помощи губки. Нанесите любой цвет на бумагу, пусть ребенок обратит внимание, как краска «расползается» по листу, как появляются нежные, размытые полутона. Дайте возможность самому поэкспериментировать. Когда рисунок высохнет, подумайте вместе, что это может быть — дом, лес в тумане, вечерний закат или еще что-нибудь.

Отпечаток на бумаге.

Отпечатывать на бумаге — можно разными способами — половинкой картофеля, поролоном, сжатым кусочком скотча, смятым кусочком бумаги, комочком шерстяных ниток, осенними листочками, нанося на эти материалы краску.

Игра «Следы невиданных зверей».

Вы можете нарисовать или приклеить изображение любого животного на лист белой бумаги (можно даже выдумать несуществующее животное и его нарисовать) и предложить ребенку проставить следы этого животного, кусочком мятой бумаги можно дорисовать падающий снег, а кусочком картофеля — «отпечаток» солнца. Фантазия здесь может быть безгранична, помните, важен не продукт, а сам процесс общения с ребенком. Ваши систематические занятия различными видами творчества позволят ребенку научиться самовыражению, освоить новые социальные роли, ускорить процесс социальной адаптации.

Такие игры занимают детей, для них не нужны дорогостоящие материалы, но требуется ваше время, внимание и участие, ваша похвала и одобрение. Будьте щедры на свои положительные эмоции. Ваша похвала и одобрение бесценны для ребенка, дайте возможность малышу быть свободным в своем воображении, мыслях, речи, творчестве, ведь это придает ему уверенность, доверие к окружающему миру. Регулярно устраивайте выставку работ вашего ребенка, демонстрируйте их гостям и близким, постоянно обновляйте.

Гармонично развитая личность ребенка с присущей ей любовью к красоте сейчас в ваших руках. И от того, как вы построите модель своего поведения, общения с ним сейчас, не откладывая на долгий срок, зависит его дальнейшая жизнь.