Начало советского периода развития пожарного дела определил декрет СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 1918 года, которым была создана Государственная пожарная охрана Советской России.

Одним из основоположников организации государственного пожарного надзора по праву считается Александр Георгиевич Кривошеев — заведующий Центральным пожарным отделом (ЦПО) с июля 1920 года по февраль 1924 года.

Именно в этот период впервые был поставлен вопрос об организации этой структуры.

В 1923 году состоялась первая Всероссийская пожарная конференция. В результате ее работы были сформулированы основные направления развития пожарной охраны на последующий период, в том числе и организации государственного пожарного надзора, проект Постановления который был принят на 2-ой пожарно-технической конференции 18 мая 1926 года

В последующем было разработано Положение «Об органах государственного пожарного надзора РСФСР», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 18 июля 1927 года, в этом документе законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора.

С образованием Госпожнадзора началось проведение планомерных профилактических мероприятий. Одновременно с этим инспекторы стали уделять особое внимание пропаганде пожарно-технических знаний среди населения.

Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654, которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН.

С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. 13 сентября 1942 года вышло Постановление СНК СССР «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности», которое, несомненно, усилило эффективность работы по предупреждению пожаров. Работники  Госпожнадзора  именно   в   дни   Отечественной войны широко применяли методы активной профилактической работы.

Плодотворная работа инспекторского состава государственного пожарного надзора по предупреждению пожаров дала положительные результаты: в послевоенные годы количество пожаров, несмотря на грандиозные темпы роста промышленных предприятий и других объектов в стране, практически не изменилось. При этом с 1951 по 1956 год из 1566 городов страны в 1261 или 80,5% не было зарегистрировано ни одного крупного пожара.

В 70-х годах в соответствии с директивой МВД СССР, подготовленной ГУПО, совершенствование работы пожарной охраны должно было осуществляться за счет внедрения в практику научно-технических достижений. В этот период широкое внедрение получила пожарная автоматика.

С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 90-му году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 80-го года. Подробный анализ сложившегося положения, подготовленный специалистами государственного пожарного надзора, был изложен Президенту России в докладе «Горящая Россия». Реакцией на доклад стал подписанный 21 декабря 1994 года Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О пожарной безопасности».

Указом № 1309 Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора.

Сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России – это не только мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня, но и эффективная защита интересов личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.