На его счету уничтоженные орудия, танки, железнодорожные вагоны, автомашины, склады и много живой силы противника. Им лично уничтожено 15 гитлеровских кораблей.

Продолжаем летопись спецпроекта «Шахты – город героев», рассказывающего о подвигах наших земляков на полях сражений в годы войны. Проект приурочен к предстоящему Дню города.

Георгий Андреевич Кузнецов родился 3 июля 1923 года в городе Шахты в семье служащего. Жил в Кабардино-Балкарии в городе Нальчик. В семнадцать лет добровольцем вступил в ряды защитников Родины – Георгий Кузнецов становится курсантом 19-й военной авиационной школы пилотов Рабоче-крестьянской Красной Армии и успешно оканчивает её в 1942 году. После выпуска его направляют в 1-й запасной авиационный полк, который вскоре был переформирован в Военно-морское авиационное училище. Юноша упорно овладевает летным мастерством, и в 1943 году завершает курс обучения.

С сентября 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Служит в составе 8-го Гвардейского штурмового авиационного полка в 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота. Участвует в боях по освобождению Таманского и Керченского полуострова, на штурмовике «Ил-2» сражается за Феодосию и Севастополь. По нескольку боевых вылетов в день совершал бесстрашный летчик, нанося удары по вражеским кораблям в Черном море и живой силе противника на берегу. В одном из последних сражений в Крыму фашисты поджигают самолет Кузнецова, он получает тяжелое ранение. Превозмогая страшную боль, пилот находит в себе силы сманеврировать и сбить пламя, привести и посадить штурмовик на свой аэродром. Когда открыли кабину, летчик был без сознания. Но едва поправившись после ранения, он снова рвется в бой. До лета 1944 года экипаж Кузнецова совершил 66 боевых вылетов. После освобождения Крыма 8-й гвардейский штурмовой авиаполк, уже с почетным наименованием в «Феодосийский», был переброшен на Балтику. И там ярко проявились летное дарование командира авиаэскадрильи старшего лейтенанта Кузнецова. Ему было тогда всего 20 лет.

На Балтике наши штурмовики вели борьбу с кораблями противника, пытавшимися противодействовать советскому флоту в поддержке с моря войск Ленинградского фронта. Несмотря на молодость, Кузнецов стал мастером штурмовых атак. Возглавляемые им боевые группы часто вылетали для нанесения сокрушительных ударов по неприятельским кораблям.

15 июня 1944 года Георгия Кузнецова вызвали штаб. Приказ командира полка был кратким:

— На море появились тральщики противника. Уничтожить! В воздух взмыла и устремилась к цели четверка ИЛов под командованием Кузнецова. Фашистские корабли качались на волнах, переваливаясь с борта на борт. Здесь и настигли их штурмовики. Гитлеровцы яростно огрызались. Но наш летчик-штурмовик все же прорвался к головному судну и метким попаданием потопил его. Через несколько дней отважный летчик потопил еще один фашистский тральщик и заслужил благодарность командования.

20 июля группа штурмовиков во главе с Кузнецовым ринулась к отряду немецких сторожевиков. Фашисты открыли яростную стрельбу и стали маневрировать. Кузнецов взял на прицел вражеский корабль, отбивавшийся особенно сильно, и не отставал от него до тех пор, пока не уничтожил. Проникновение советского флота на запад беспокоило врага, и он усиливал морские дозоры. Перед нашими авиаторами ставилась задача — истреблять дозорные корабли, которые гитлеровцы поддерживали с воздуха. Над морем разгорались ожесточенные воздушные схватки.

31 июля сорок четвертого шестерка штурмовиков под командованием Кузнецова устремилась к 12-ти дозорным неприятельским кораблям. Метким пулеметным огнем ведущий группы командир потопил вражеское судно, но и машина его была подбита гитлеровским истребителем. Впервые за свой боевой путь Кузнецову пришлось садиться на воду. Уже под водой ему с большим трудом удалось выбраться из кабины и всплыть на поверхность.

Избегая обстрела с фашистских самолетов, терпевшие бедствие авиаторы несколько раз, ныряли со спасательного плотика. Только на другой день их подобрал гидросамолет. Летчик был без сознания.

Особенно яркими были боевые успехи лейтенанта Кузнецова в сражениях за освобождение Советской Прибалтики.

В сентябре в Таллинском порту сосредоточилось много вражеских транспортов. По ним наносили мощные удары советские бомбардировщики и флотские торпедоносцы. Не хватало там только ИЛов, этих грозных машин, прозванных фашистами «черной смертью». Но для штурмовиков части, где служил Кузнецов, фашистские корабли, из-за дальности расстояния, были недосягаемы. И тут смекалистого летчика осенила мысль:

— А что, если оборудовать самолеты подвесными баками? — предложил он командиру части.

Сказано-сделано. 21 сентября на Таллинский рейд, как снег на голову, нагрянули ИЛы эскадрильи Кузнецова.

Преодолев зенитный огонь противника, командир первым атаковал и прямым бомбовым попаданием потопил крупный вражеский транспорт. Уничтожили и повредили несколько неприятельских кораблей и его боевые соколы.

 К октябрю 1944 года Георгий Кузнецов совершил 101 боевой вылет, уничтожив 15 кораблей противника. Всего за годы войны лётчик-штурмовик морской авиации совершил 122 успешных боевых вылета, закончив войну в должности командира авиационной эскадрильи.

За мужество, храбрость и отвагу был награжден тремя орденами Красного Знамени, стал кавалером ордена Александра Невского, удостоен многих других наград. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года Георгию Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№5344).

Отгремели залпы войны. Майор Кузнецов оканчивает Военно-воздушную академию и его назначают в Москву старшим офицером оперативного управления штаба авиации ВМФ, а позже – старшим инспектором-летчиком управления военно-морскими авиационными учебными заведениями авиации ВМФ.

В начале 1950-х годов Герой Советского Союза подполковник Кузнецов становится командиром 30-го отдельного Краснознаменного Севастопольского разведывательного авиационного полка ВВС Черноморского флота. Затем он стал заместителем командира 57-й Краснознаменной Смоленской авиационной дивизии ВВС Балтийского флота, летавшей на самолетах Ту-4.

В этот период в авиации ВМФ происходил переход на реактивные самолеты типа Ту-16. Как профессионал высочайшего класса Георгий Кузнецов был назначен командиром 57-й авиационной дивизии, занимавшей по результатам боевой подготовки первые места в Военно-Морском Флоте.

Позже Кузнецов закончил Военную академию Генерального штаба и получил назначение на Северный флот заместителем командующего ВВС флота. Там он подавал пример в освоении новой техники и оружия. Не случайно в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР ему был вручен диплом о присвоении почетного звания «Заслуженный военный летчик СССР».

После перехода командующего ВВС Северного Флота генерал-полковника авиации И.Е. Корзунова в центральный аппарат, этот высокий пост доверили Георгию Кузнецову. Восемь лет он командовал ВВС Северного флота. За это время Георгий Андреевич сумел еще больше сплотить коллектив морских авиаторов, воспитать новую плеяду командиров-единоначальников и вывести ВВС флота по основным показателям на первые позиции среди объединений ВМФ.

Многое из того, что появилось в подготовке морской авиации впервые, начиналось именно на Северном флоте. В частности, первые полеты в Индийский океан с двумя дозаправками топливом в воздухе выполнены северянами. Тогда экипажи полковника И.Ф. Гладкова и майора А.И. Старцева совершили беспосадочный полет продолжительностью более 21 часа.

Самым достойным образом проявил себя Георгий Андреевич и во время последующей службы в Центральном аппарате. Сначала он был начальником штаба, а позже – командующим авиацией Военно-Морского Флота. Многое он сделал для совершенствования структуры и вооружения ВВС флотов, содействия разработке и проведению войсковых испытаний новой авиационной техники и оружия, сокращению сроков ее практического освоения. Это было отмечено на государственном уровне присвоением ему в 1982 году Ленинской премии. Георгий Андреевич ушел в запас в 1988 году. Но продолжал жить интересами морской авиации, радовался ее успехам, с болью воспринимал неудачи.

Деятельно работал в клубе Героев Советского Союза, регулярно участвовал в мероприятиях, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Так, на Параде Победы 1995 года Георгий Андреевич Кузнецов командовал сводным полком 4-го Украинского фронта.

Ушел из жизни наш земляк 8 января 2008 года, и был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.