На какие тревожные симптомы обратить внимание родителям подростков? Как противостоять травле детей в Интернете? Какая работа проводится в нашем городе по профилактике отдельных проявлений молодежного экстремизма?

Заведующий архивохранилищем ГКУ «Центр хранения архивных документов в г. Шахты Ростовской области», заместитель председателя исторического Совета администрации г. Шахты, член Союза журналистов России Сергей Новиков ответил на вопросы «Шахтинских известий».

Группа риска — от 14 до 22 лет

— Сергей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как предупредить экстремистские настроения среди подростков?  Какие меры профилактики действительно работают?  

— Молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.

Наиболее опасным, по мнению психологов, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет.

На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности.

Попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

  • разговаривайте с ребенком. Вы должны знать, с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения
  • обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения
  • контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

  • не осуждайте увлечение подростка, идеологию группы — такая манера точно натолкнет его на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно
  • начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость
  • ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Если говорить о некоторых симптомах проявления экстремизма в общественной среде, то наиболее компетентными в профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних, безусловно, являются сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры.

Опасность «всемирной паутины»

— Расскажите об опасностях, с которыми могут столкнуться несовершеннолетние в сети Интернет.

— В силу возраста несовершеннолетние наиболее подвержены вовлечению в деструктивные группы.

Основные этапы вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы:

  • предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото, видеоинформация)
  • общение, взаимодействие с вербовщиком в сети
  • исполнение подростком указанных вербовщиком действий
  • попадание в зависимость.

IT-технологии не только положительно влияют на развитие подростков, но и несут с собой и ряд коммуникационных рисков, таких как:

  • кибербуллинг — интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание
  • хулиганство, социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов
  • публикация и рассылка контента интимного характера.

Как помочь ребенку, который подвергся кибербуллингу:

  • психологическая поддержка, общение с ребенком
  • изменение настроек приватности профиля подростка в социальных сетях
  • создание новой учетной записи ребенка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю
  • обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.       

Уроки мужества как профилактика

— Сотрудничаете ли Вы с педагогами школ по воспитанию патриотизма и неприятия запрещенной идеологии?

— Работа по патриотическому воспитанию молодежи, недопущению молодежного  экстремизма проводится  на протяжении более 10 лет совместными усилиями «Центра хранения  архивных документов в г. Шахты Ростовской  области» с общеобразовательнми учреждениями, советом ветеранов управления МВД России по     г. Шахты, прокуратурой  г. Шахты, газетой «Шахтинские  известия». Координатором профилактической работы выступает Исторический Совет администрации города. Работа проводится по следующим направлениям:

  • публикация исторических материалов на странице истории «Былое»
  • проведение тематических экскурсий по городу и в ведомственных музеях истории УМВД России по г. Шахты и прокуратуры города 
  • проведение архивистами ЦХАД совместно с образовательными учреждениями Уроков мужества и патриотизма. Только за допандемийный период Уроками мужества и патриотизма было охвачено более десяти тысяч школьников 8-11 классов
  • участие с центральным телевидением в съемках документального фильма «Без срока давности. Адский колодец». Его нынешним летом увидели не только жители нашего города, но и всей России.
Экскурсии проводятся по историческим местам города с рассказом, подкрепленным демонстрацией копий архивных документов для представителей городской общественности и учащихся учебных заведений.

Безусловно, все мы вместе в какой-то мере решаем вопросы борьбы с деструктивными проявлениями и молодежным экстремизмом. Сейчас это особенно важно. Но давайте рассмотрим долгосрочную перспективу. Говорят, все новое – это основательно забытое старое.

В советское время в школах офицеры-отставники вели уроки по НВП и ОБЖ. Проводились патриотические игры «Орленок» и «Зарница». Действовали летние лагеря труда и отдыха. Постоянное целенаправленное внимание патриотическому воспитанию подростков уделяется и сегодня.

— Какова ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности?

— В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета — под строгим контролем. Противодействие экстремизму осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).

Необходимо разъяснять подросткам, что наказание неотвратимо.

Что такое экстремизм?

К экстремизму (экстремистской деятельности) относятся:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность,
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни,
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии,
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, то есть общественных или религиозных объединений либо иных организаций, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности,
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению,
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и др.