Журналист «Шахтинских известий» провела день с сотрудниками ДПС Отделения Госавтоинспекции Управления МВД России по городу Шахты.
Специальный курс и экзамен
Двое, не считая журналиста, — так можно описать состав нашего экипажа ДПС. Старший инспектор ОГАИ УМВД России по городу Шахты старший лейтенант полиции Сергей Яковлев и инспектор ОГАИ УМВД России по городу Шахты лейтенант полиции Иван Ляхов уже полтора года напарники.
Сергей более 10 лет работает в структуре МВД, ранее служил в патрульно-постовой службе и полтора года назад перевелся в подразделение Госавтоинспекции. По словам сотрудника ДПС, семья уже привыкла к его работе. С женой они вместе с тех лет, когда поступил на службу. А вот дочка сильно скучает по папе. Не так много времени удается проводить вместе, как хотелось бы.

Стаж Ивана также полтора года, до этого он проходил службу в рядах Российской армии. На выбор профессии повлияли знакомые, которые служат в полиции и положительно отзываются о службе в МВД, после чего Иван принял решение устроиться в ГАИ.
Попасть в ряды сотрудников УМВД не так-то просто. Кандидату необходимо пройти медицинскую проверку (в рамках которой проводятся и психологические тестирования). После ее прохождения потенциальный сотрудник отправляется на обучение, которое длится полгода. Чтобы управлять служебным транспортом, нужно также пройти специальный курс и сдать экзамен.
День, ночь, отсыпной, выходной
Дежурство длится 12 часов. На вопрос о графике сотрудники с улыбкой отвечают: «День, ночь, отсыпной, выходной». Как отметил Сергей, днем фиксируется большее количество нарушений, но в ночные дежурства нарушения грубее (например, вождение в нетрезвом состоянии или лицом, лишенным права управления).
Рабочий день начинается в 07:00. Водитель экипажа в это время проходит медицинское освидетельствование и отправляется за транспортом. Каждый сотрудник должен убедиться, что авто исправно и не требует ремонта.
Далее в распорядке — развод. В Управлении МВД России по городу Шахты сотрудников ведомства ждет инструктаж перед заступлением на службу, иначе говоря – развод. И только после получения оперативной информации, ориентировок, а также табельного оружия, наряды приступают к несению службы на вверенных маршрутах. Добавим, что к привычному инструменту сотрудников ДПС — жезлу, также добавляются приборы для измерения светопропускания стекол в автомобилях (тауметр), уровня шума (шумомер) и алкотектор.

Как отметили сотрудники, чаще на службе они применяют прибор «Тоник», позволяющий измерить светопропускание стекол. Нарушителю в таком случае выносится требование: устранить тонировку в течение 10 дней, а также штраф — 500 рублей.
На утверждение, что граждане не питают большой любви к сотрудникам ДПС, напарники ответили, что далеко не все плохо относятся к инспекторам. Хотя встречаются граждане, проявляющие агрессию. Сотрудники связывают такую реакцию с желанием нарушать ПДД, но нежеланием нести за это ответственность.
Задача — безопасность
Наш экипаж патрулировал центр города. Задачи сотрудников — обеспечение безопасного дорожного движения в городе и выявление нарушений.
Во время патрулирования мы заметили, что произошло ДТП. Два автомобиля не смогли разъ- ехаться на перекрестке улицы Советской и переулка Донского.
Инспекторы объяснили, что в дежурство один из экипажей отвечает за выезды на ДТП, наша же задача на сегодня — патрулирование.
— Мы должны все равно проверить, что произошло. Выяснить, нужна ли помощь и есть ли пострадавшие, — объяснил Иван Ляхов.
ДТП затрудняло движение потока. Водители сообщили, что уже вызвали сотрудников, до приезда которых не могут убрать авто с проезжей части. Тогда наш экипаж зафиксировал на фото и видео ДТП и передал аварийному экипажу, а также попросил водителей перегнать авто.
Парковка автомобилей и, в частности, такси на месте остановки общественного транспорта, является нарушением. Во время патрулирования мы заметили, что возле памятника Солдату-освободителю, на остановке уютно разместились частные такси в ожидании клиентов.
Опытный инспектор уже знает, что в этом месте часто паркуются авто, тем самым, не давая автобусам совершить остановку в положенном месте. Как результат, общественный транспорт вынужден тормозить на дороге, что создает опасную ситуацию как для участников движения, так и для пассажиров.
Используя громкоговоритель, старший инспектор Яковлев обратился к владельцам припаркованных авто с требованием покинуть место остановки общественного транспорта.

Территория центра города также охватывает парковочную зону возле здания Шахтинского автодорожного института. Здесь на помощь инспекторам приходит служба эвакуатора. Частым нарушением в этом районе является не соблюдение ПДД РФ 12.4, согласно которому остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.
Так авто, нарушившее дистанцию, силами эвакуатора отправляется на штрафстоянку. Процедуру загрузки транспорта на спецтехнику инспекторы обязательно фиксируют на видео.
Против коррупции!
Инспекторы поделились, что недавно был случай попытки дачи взятки. Водитель нарушил ПДД и пытался решить ситуацию в обход закона, предложив сотрудникам взятку. Штраф за нарушение составлял полторы тысячи, мужчина предлагал дать тысячу и забыть обо всем.
Фокус не удался, сотрудник полиции пресек противоправное поведение гражданина и доложил о произошедшем в дежурную часть Управления МВД России по городу Шахты. По факту случившегося проводится проверка, по результатам будет принято решение в соответствии с законодательством.
Служба сотрудников ДПС и опасна, и трудна. Но, несмотря на сложности, с которыми они сталкиваются, инспекторы признаются, что не жалеют, что выбрали эту профессию. Сергей Яковлев уверен, он бы ее ни на что не променял, да и будь возможность вернуться в прошлое, вновь бы пошел служить в МВД.