— Мне всегда хотелось создать место, где будут рады каждому ребенку, где малыш сможет получить необходимую ему помощь, а родители поддержку, — рассказала руководитель клуба Светлана Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент и преподаватель  кафедры коррекционной   педагогики ЮФУ, учитель — логопед высшей категории, дефектолог, клинический психолог, отличник просвещения.

В небольшом помещении был открыт кабинет для коррекционных индивидуальных и групповых занятий, куда стали приходить семьи, воспитывающие детей, имеющих различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития.

— Сейчас мы значительно больше, но суть остается неизменной — помощь и поддержка, — отмечает она. — В каждого ребенка нужно верить, каждому ребенку нужно дать возможность развиваться — это основные принципы нашей работы. В клубе работают логопеды, дефектологи, психологи, постоянно повышающие свою квалификацию.  Я всегда стараюсь находить новые методики, приобретать для центра специализированное оборудование. 

Занятия посещают не только дети. Взрослые обращаются к логопедам не так редко, как может показаться. Эта помощь, прежде всего, необходима в случае потери речи при инсульте, травме и других повреждениях головного мозга. Команда специалистов восстанавливает не только нарушенную речь, но и другие высшие психические функции: память, внимание, чтение и письмо.

Задачами центра было не только оказание коррекционно-развивающих услуг напрямую и косвенно связанных с речью и коммуникацией, но и проведение исследовательской работы, поскольку ко времени образования клуба у меня накопился немалый опыт, а реализовать знания и наработки в условиях государственных учреждений не представлялось возможным.  В работе центра сразу же стали использоваться новейшие методики и технологии отечественных и зарубежных авторов, способные значительно ускорить и качественно улучшить как коррекционные процессы, так и решение любых проблем, связанных с речью, психологическим состоянием, задачами обучения и развития. Исследуя результативность воздействия новых методик на качество и длительность коррекционных процессов, удалось создать уникальные методики по постановке и коррекции речи взрослых и детей. Это позволило значительно сократить коррекционно-реабилитационные процессы, качественно улучшить результаты.

—  Продолжая исследования, мы охватывали все больше и больше новых тем. Наш центр давно стал стартовой площадкой и консультационным центром для молодых специалистов, — говорит С.В. Артамонова. — Мы будем рады, если наши знания, опыт и большое желание помочь вам будут полезны. Мы готовы помочь вам даже тогда, когда все отказываются или разводят руками.

Вредные советы логопеда для родителей

Чего НЕ СТОИТ делать, когда вы общаетесь или занимаетесь со своим ребенком.

  • Разговаривайте со своим ребенком только на «детском» языке, сюсюкайте, ведь он еще маленький.
  • Не читайте ребенку стихи и сказки каждый день. Не забивайте ему голову.
  • Говорите с ребенком в быстром темпе. Он должен успеть все услышать и понять. Правильная, спокойная, размеренная речь не для вашего ребенка.
  • Пусть ваш ребенок учит буквы уже с 3-4 лет, даже если он этого не хочет. Не соблюдайте никакие благоприятные периоды для обучения. Помните! Чем раньше — тем лучше.
  • Даже если у вашего ребенка еще не сформировалась речь — приступайте к изучению иностранного языка, а еще лучше — нескольких. И не важно, что фонетическая норма в иностранном языке может быть дефектом в своем родном языке. Пусть логопед старается сформировать произношение звука «Р» правильное для русского языка, а учитель французского — закрепляет горловой «Р», дефектный для нас. Вам останется только понаблюдать за тем, кто кого.
  • НЕ стоит подсказывать ребенку, если ему трудно выразить свою мысль.
  • Предлагайте вашему ребенку как можно чаще смотреть телевизор, особенно перед сном. В телепередачах тоже много полезной информации.
  • Не хвалите своего малыша за каждую мелочь. Чтобы заслужить вашу похвалу, нужно хорошенько потрудиться.

Следовать «советам» или нет — решать только вам, дорогие родители!

Знаете ли вы?

Впервые логопедическая помощь в г. Шахты стала  осуществляться  в 1959 году.

Первый логопедический кабинет открылся на базе Шахтинского психоневрологического диспансера. То есть изначально логопедическая служба подчинялась отделу здравоохранения города Шахты. Первым логопедом города была Таисия Малашенок. Она помогала решить проблемы с речью как детям, так и взрослым. Кроме того, в психоневрологическом отделении было организовано 20 коек для больных с афазией. Таисия Митрофановна помогала людям восстановить речь после инсульта.

В 1963 году в школе №10 был организован первый логопедический пункт, относящийся к ГорОНО. Там начала трудовую деятельность Елена Круглова. Она же приступила к работе в открывшемся в 1966 году логопедическом кабинете в детской поликлинике. Там оказывалась помощь детям до 14 лет с различными нарушениями речи. Через несколько лет логопедический кабинет был открыт и в детской поликлинике Артемовского района.

 В связи с тем, что количество речевых нарушений у детей стало увеличиваться и с появлением образовательных программ для специальных детских садов, возникла идея создания первой логопедической группы в городе Шахты. Такая группа была создана на базе детского сада №44 «Тополек» в 1978 году. Первым логопедом стала Зинаида Кожевникова. Через два года там же открылась вторая группа, а затем еще две группы. По психолого-педагогической классификации направления работы групп были следующими: 1 и 3 группы работали с детьми с ФФНР, 2 группа — ОНР (по программам Филичевой-Чиркиной соответственно диагнозам), 4 группа — заикание (программа С.А. Мироновой).  Таким образом, в начале 80-х годов детский сад полностью стал осуществлять коррекционную деятельность.

Конец 70-х — начало 80-х годов знаменуется началом открытия коррекционных групп. Группа для детей с нарушением слуха открылась в д/с №1, для детей с нарушениями зрения — в д/с №46. Кроме того, логопедические группы стали открываться в садах №№ 63 и 71. А уже массовое открытие логопедических групп началось в 90-е годы и продолжается по настоящее время. 

Практически в каждом детском саду имеется одна или несколько логопедических групп, в которых работают высококлассные специалисты, многие из которых имеют первую и высшую квалификационные категории.

 Имена многих логопедов нашего города известны и за пределами города, и даже Ростовской области.

Светлана Артамонова — учитель-логопед МБДОУ № 71, дефектолог, кандидат педагогических наук. Руководитель клуба «Солнечное детство». Научные статьи Светланы Викторовны были опубликованы в отечественных и зарубежных научных журналах.

Руководитель методического объединения логопедов города Шахты, учитель-логопед МБДОУ №22 Елена Красноперова является соавтором двух учебных пособий для студентов дефектологических факультетов и практикующих логопедов, выпущенных Московским издательством «Инфра-М». А также учебника «Диагностика и коррекция фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников» для студентов вузов. Эти материалы получили высокую оценку преподавателей и студентов педагогических вузов Москвы, Барнаула, Казани и др.

Учитель-логопед прогимназии №46 Елена Бреус является победителем  международного конкурса «Звезды дефектологии» в номинации «Лучшее авторское пособие».

Ее коллега, логопед прогимназии №46 Олеся Стулень запатентовала авторское свидетельство «База данных подходов к преодолению различных видов дизартрий по методу Стулень О.И.».

Многие логопеды города Шахты были обладателями премии губернатора Ростовской области «Лучший педагогический работник»: Светлана Артамонова (МБДОУ №71), Наталья Лавриненко «МБДОУ №34», Екатерина Смирнова (МБДОУ №62), Карина Шиндяпина (МБДОУ №5), Елена Бреус (прогимназия №46).

Логопеды о своей профессии

Живет логопедией

На протяжении 30 лет учитель-логопед высшей категории МБОУ № 46 г.Шахты, Почетный работник образования и науки РФ Елена Бреус не работает, а живет логопедией. Ее профессия стала чертой характера. Целеустремленный и талантливый педагог, мастер своего дела.

Елена Петровна является автором более 150 логопедических пособий для коррекции речевых нарушений у детей.

По ее авторским методикам работают логопеды во всех уголках России, Белоруссии, Казахстана. Главное кредо специалиста — это любовь к детям: «Любовь ведет к успеху! С любовью мы все преодолеем! Любовь приведет к победе».

Путь истины

Карина Шиндяпина — толерантный, тактичный, использующий в своей работе новейшие интерактивные технологии и методики учитель-логопед детского сада № 5. По ее мнению, развитие ребенка — это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Логопед — больше, чем специальность, ответственнее, чем профессия. Главная отличительная черта Карины Александровны — такт и человеколюбие. Именно эти качества отметили родители воспитанников.

Помочь обрести уверенность в себе

Быть логопедом –  это не волшебство, а сложный, но очень интересный труд, это талант и профессионализм! — уверена учитель-логопед высшей категории МБДОУ №9 Ирина Рожкова. — Работа логопеда — это длительный путь коррекционной работы с нарушениями речи, который требует колоссального терпения и выдержки. Зато, какая радость «превращать» непонятную, неразборчивую речь детей в правильную, видеть, как ребенок становится успешным, видеть сияющие глаза безгранично благодарных родителей и получать от этого заряд позитива и творчества! Логопеды — незаменимые специалисты, которые помогают детям не только избавиться от речевых дефектов, но и обрести уверенность в себе и смело шагать по жизни!

Особая тропинка жизни

— В моей профессии сочетаются милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии, — говорит учитель-логопед МБДОУ «ЦРР — детский сад №21» г. Шахты Евгения Менжинская. — Работая логопедом все это время, не перестаю радоваться тому, что выбрала такую гуманную профессию. Позже я поняла, что в образовании нет случайных людей, ведь слишком много поставлено на карту — ребенок.

С каждым прожитым годом я понимаю, что главное в нашей жизни — это успеть сделать много дел. Размышляя о своем жизненном пути, осознаю, что не могу провести грань, когда заканчивается работа и начинается личная жизнь. Эти две тропы уже неотделимы. Моя профессия — особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной тропкой. Самое главное — находить время для многого, что задумано.

Наставник и друг

«Я – логопед, а это значит, речь детей я делаю богаче!», — педагогическое кредо учителя-логопеда МБДОУ №74   г. Шахты Наталии Шалаховой.

Наталия Владимировна является для своих воспитанников близким человеком, наставником и другом. Она строит свои отношения с детьми на доверии и уважении, требовательности и справедливости, формируя у них моральные качества. По ее мнению, в руках логопеда находится самая дорогая ценность — ребенок, его развитие и перспективы.

Сама Наталия Владимировна говорит так:

— Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.

Найти нужный подход к детям

Про таких людей говорят, что они работают «с огоньком», отдавая делу всего себя.

Учитель-логопед высшей категории МБДОУ «Детский сад №76 г. Шахты» Ольга Емельянова работает в дошкольном образовании 32 года. Педагога отличают такие качества как доброта, оптимизм, ответственность, увлеченность своей работой, огромное терпение, профессиональная компетентность, стремление к самосовершенствованию, коммуникабельность. Творческая личность с богатым внутренним миром и огромным запасом жизненной энергии, умением оптимально адаптировать образовательные технологии в соответствии с педагогической ситуацией, способностью найти индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересовать, внушить уверенность в себе. Всегда готова оказать необходимую поддержку детям, переживающим неуспех, вовлечь их в общую работу, найти нужный подход к детям с более высоким уровнем развития. Благодаря своим качествам Ольга Геннадьевна добилась высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

«Вытачиваю» правильные звуки

— Я счастлива помогать детям, — говорит учитель-логопед МБДОУ №78 г.Шахты Виктория Полохова. — День за днем, по крупице я «вытачиваю» правильные звуки, как мастер, добиваясь идеального рельефа – правильного произношения.

Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость.

Нет большей радости, чем видеть широко распахнутые, пытливые детские глаза, слышать первый, не совсем четкий, но все-таки появившийся после долгой упорной работы звук.

Мотивация к достижению результата

Логопед МБДОУ №91 г.Шахты Оксана Коновалова к профессии пришла осознанно. Сегодня в работе над тем, чтобы сделать речь детей красивой и правильной, видит свое жизненное предназначение, которое реализует каждый день, без сомнений и страха берясь за самые сложные профессиональные задачи. По свидетельству коллег и благодарных родителей, нет той задачи, которую не смогла бы решить Оксана Александровна. Формирование у ребенка мотивации к достижению результата и личностно-ориентированный подход к каждому из воспитанников, логопед считает залогом успеха, а профессиональным кредо — взаимодействие с ребенком в эмоционально комфортной для него обстановке. Комфортную обстановку же формирует все, включая и доброжелательность, и оснащенность кабинета специалиста, и любовь к детям.

Когда у ребенка совершенствуется речь

— Самое главное в моей любимой работе — это дети, которым я помогаю преодолеть речевые проблемы, это благодарные слова от родителей моих воспитанников, — говорит учитель — логопед Анастасия Сторчак. —  Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Так приятно видеть, когда у ребенка совершенствуется речь, наблюдать, как он радуется своим успехам. Я знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, но каждому из них обязательно пригодится красивая и грамотная речь.

Где детская фантазия расправляет крылья

Как истинный архитектор учитель-логопед МБДОУ №77 г. Шахты Ирина Клишина строит крепкие основы речевых навыков у детей, создавая крепкий мост между ними и их мечтами. С каждым занятием она помогает детям не только осваивать звуки, но и уверенно выражать свои мысли и чувства. Благодаря ее подходу, дети учатся говорить правильно, становятся гораздо более уверенными в себе. Ирина Валерьевна создает атмосферу, где детская фантазия распускает крылья, а речь начинает звучать как музыка. С ней каждая победа — это шаг к великому будущему!

Детский сад — это островок радости,

— говорит учитель-педагог МБДОУ №70 Елена Тянтова. — Где каждый ребенок уникален и неповторим, а мир добра и здоровья так же важен, как и знания. Я люблю свою профессию за возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Отдавая детям частичку своего сердца, я с глубоким удовлетворением осознаю: «Я на своем месте».

Каждый раз, радуясь успехам детей, я убеждаюсь, что моя профессия важна и необходима. Я люблю свою работу, потому что она дает мне возможность помочь детям научиться правильно произносить звуки родного языка.

Ведь красивая и чистая речь – важнейшее условие всестороннего развития дошкольников, что и является целью моей работы.