Святитель Лука Крымский прекрасно поясняет духовный смысл этого события и приводит как пример истинного воспитания. Вот что он пишет: «Дети очень впечатлительны, и все, что они видят и слышат вокруг себя, кладет глубокий отпечаток на их умы и сердца. Все сказанное мною ныне, хотя и не могли бы ясно выразить на словах, хорошо понимали чистыми сердцами своими родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна и мудро позаботились о том, чтобы поставить свою Маленькую Дочь Марию в самые благоприятные условия для воспитания в святости, чистоте и страхе Божием.

Фотографии храмов, освященных в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский храм Оптиной пустыни. В храме покоятся и открыты для поклонения честные мощи преподобных старцев Оптинских – Амвросия и Нектария. Фото предоставлено паломническим отделом Шахтинской епархии.

Как ни трудно было расставаться с дарованной им от Бога после десятков лет бесчадия Малюткой Дочерью, они отвели ее в Дом Божий. Встретил Ее священник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, и по внушению Божию отважился на неслыханное дело — он ввел Ее не только в святилище храма, куда входили одни священники, но даже в святейшую часть его, отделенную тяжелой завесой и называвшуюся Святая Святых, в которую только один раз в год мог входить первосвященник с жертвенной кровью.

  Здесь некогда стояла величайшая святыня — ковчег Завета, содержавший скрижали, полученные от Бога на горе Синае великим пророком Моисеем, жезл Аарона прозябший и сосуд с манной. Окончательная судьба его точно не известна, но всего вернее, что он погиб при разрушении первого Иерусалимского храма Навуходоносором.

Маленькая Пресвятая Дева Мария получила от священника Захарии разрешение ежедневно приходить во Святая Святых и здесь молиться Богу при невидимом присутствии Ангелов Божиих. Жила она в одной из комнат, пристроенных снаружи к стене храма. В этих небольших комнатах при храме жили люди, посвятившие себя Богу; жили там также и несчастные убогие, нуждавшиеся в призрении. Им, этим несчастным, служила во все дни Пресвятая Богородица, живя среди них, — служила своими работами, своей любовью. За эти дела милосердия Она всегда была окружена любовью призреваемых и в этой атмосфере любви прожила с ними двенадцать лет.

Свято-Введенский монастырь в городе Орел посещали многие царственные особы. В 1744 году — императрица Елизавета Петровна, в 1787 году — Екатерина Великая, а в 1837 году — Александра Федоровна. Почтили его своим посещением святой праведный Иоанн Кронштадтский, Сергей Нилус. Интересен и такой исторический факт, что схимонахиня затворница Макария (Коротнева) многими литературоведами считается прототипом Лизы Калитиной романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Каждый день Она подолгу молилась в храме и там вдыхала угодный Богу аромат молитв …святая и чистая атмосфера храма была так же благотворна для Ее духовного возрастания, как чистейший воздух высоких гор для телесного здравия и долголетия горцев. Не люди с нечистыми и злыми сердцами, а добрые и богобоязненные окружали Ее и составляли Ее общественную среду, благословенную Богом. В ней возрастала Святая Отроковица Мария и расцветала, как роскошный цветок, благоухающий пред Богом и людьми. В ней получила Она все задатки к тому, чтобы стать впоследствии Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим. О, вы, ближние мои и любимые христиане, вспоминайте всегда святых и праведных Иоакима и Анну, так премудро воспитавших свою Богом данную Дочь. Старайтесь и для своих детей создавать благоприятные условия возрастания в святости, правде и добре. Сам Господь наш Иисус Христос, Солнце правды, да поможет вам в этом угодном Ему деле. Аминь.»

Библейская история в творчестве художников. Тициан Вечеллио. Введение Марии во храм. 1534-1538 годы.

Хотелось бы, чтобы современные родители смогли увидеть в этом празднике призыв Церкви не только кормить, одевать, обувать, укреплять здоровье спортом и обеспечивать ребенка хорошим образованием, а именно воспитывать его душу той духовной пищей, которую он может получить только в храме. И эта благодать, чистота, молитвы, близость к Богу, святым и ангелам лучше всего наставят ребенка с самого младенчества на верный духовный курс, а жертвы родителей вознаградятся сторицей, как вознаградил Господь святых праведных Иоакима и Анну.

 

Подготовлено по материалам паломнического отдела Шахтинской епархии.

Факты о празднике

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее родители Иоаким и Анна, как и обещали, привели дочь в храм, чтобы посвятить своего ребенка служению Богу.

Традиция эта была достаточно распространенной в израильском обществе. Супруги, у которых, так же как и у родителей Богородицы, ребенок рождался уже в преклонном возрасте, посвящали свое дитя Богу, отдавая в храм. Таким образом они выражали свою благодарность Творцу, а дети получали должное воспитание и образование.

Маленькая Мария без посторонней помощи поднялась по 12 ступеням, которые символизировали 12 колен (то есть родов) Израилевых. Ее встретил первосвященник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Богородица воспитывалась в храме до  14 лет, постоянно читая Священное Писание, пребывая в молитве и занимаясь рукоделием.

Введение во храм Пресвятой Богородицы стали отмечать позже всех остальных двунадесятых праздников. Предположительно его появление связано с византийским императором Юстинианом, который в 543 году на развалинах Иерусалимского храма построил огромный собор в честь Богородицы. Окончательно же статус двунадесятого праздник получил только в XIV веке.

По данным сайта журнала «Фома»