19 января Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории — Крещение Господа нашего Иисуса Христа, которое совершилось в начале открытого земного служения Спасителя.
Святой источник иконы Божией Матери «Живоносный источник». Деревня Шамордино. Калужская область.
Христос пришел на берег реки Иордан и, не имея в Себе никакого греха, принял Крещение от рук святого Иоанна Предтечи, показывая пример смирения и освящая водное естество.
В православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17).
Святой источник преподобного Серафима Саровского. Поселок Цыгановка. Дивеево. Нижегородская область.
Традиция отмечать праздник пошла ещё с первых веков христианства. Отмечали молитвенным общением с Господом. Первоначально Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день (хотя разница между этими событиями составляет 30 лет), позднее их разделили, а временной промежуток между нами назвали святками. Каждый из этих праздников предварялся и предваряется сейчас однодневным постом — сочельником. Нужен он для того, чтобы благоговейно подготовить себя к встрече этих событий из жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Крещение Господне для нас важно тем, что Иисус Христос показал нам пример принятия этого таинства. Он не нуждался в омовении грехов, так как сам был безгрешен, но сделал это из послушания закону и правилам Божьим.
Своим естеством Господь освятил воду и теперь Его последователи имеют возможность прикоснуться к этому таинству.
К празднику Крещения Господня в рамках редакционного фотопроекта «По святым местам: своими глазами и своими стопами» путешественники паломнического отдела Шахтинской епархии прислали свои снимки на разных святых источниках. Любовь Дягтярева. Амвросиевский колодец. Оптина пустынь. Город Козельск. Калужской области.
Освящение воды
Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма.
Святой источник преподобного Серафима Саровского. Поселок Цыгановка. Дивеево.
Освященная вода обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане имеют великое благоговение. Хранят ее обычно в святом углу возле икон, в чистой, специально отведенной для этой цели закрытой посуде. Когда она заканчивается, можно добавить в нее чистой воды, которая не разбавляет святую воду, а, напротив, сама также принимает освящение, подобно тому как загорается подложенное в огонь горючее вещество.
У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом мы испрашиваем Божия благословения дому, помощи в благочестивой и богоугодной жизни и духовно очищаем жилище от воздействий бесовских сил — врагов нашего спасения. Всякого рода гадания в «крещенский вечерок» — грех, осквернение святого дня.
Уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января – вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби – Иордани.
Святой источник Донской иконы Божией Матери. Ростов-на-Дону.
Обязательно ли на Крещение окунаться в холодную воду?
Окунание в холодную воду на праздник Крещения — это народная традиция, которая вошла в нашу жизнь. В церковных правилах нет никаких постановлений о купаниях в праздник Крещения Господня. Ко всему нужно подходить в определённой разумной степени. Церковь идёт навстречу желаниям людей, но при этом объясняя, какие необходимы рамки для соблюдения благоговения к святой воде. Нужно с почтением относиться к празднику. Необходимо настроиться, что вы делаете символичную жертву Богу, совершение маленького подвига. Важны благие мысли. Вот в таком настроении и важно заходить в воду.
Подворье монастыря «Всецарица» в Пластуновской станице Краснодарского края. Источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Желательно избежать купания в плавках или купальниках — желательно надеть на себя специальную длинную рубашку. Их используют при омовениях в святых источниках. Перед тем как войти в воду нужно перекреститься один или три раза, прочитать молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Можно пропеть или прочитать тропарь к Крещению Господню. Но всё это личное желание. На самом деле никаких строгих правил не существует — только традиции.
Омываются ли грехи при окунании в воду? Есть таинство исповеди, к которому христианин при желании и исправлении своей жизни должен прибегнуть. Человек в присутствии священника просит у Бога прощения, а тот читает над ним разрешительную молитву. Так и получают прощение грехов. Конечно, мы лично должны обращаться к Богу. Но чтобы зайти в воду и тебе сразу сняли все грехи, то такого нет.
Можно ли окунаться в иордань до того, как её официально освятили? В Православии главное — это Богослужение, таинства исповеди и Причастия, а купель лишь дополнение. А так просто приезжать и купаться – это подобно закаливанию, но к празднику Крещение Господне это вряд ли будет относиться. Надо всё-таки думать, что церковь — это не только массовое купание и освящение яиц на Пасху — это всё вторично. Если на этом останавливаться, то к Богу никогда не приблизиться.
Амвросиевский колодец. Оптина пустынь. Паломническая группа из города Шахты.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Собор предтечи и крестителя Господня Иоанна
В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день, 20 января, после праздника Крещения православная церковь празднует Собор Иоанна Предтечи. Он послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.
Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа.
Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира.
По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем — Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.
О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
Храм-часовня в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Шахты
Храм-часовня в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Поселок Каменоломни.
На территории Шахтинской епархии действует храм-часовни в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 13 июня 2006 года по завершении строительства был совершен чин освящения часовни. Храм был построен по инициативе предприятия ОАО «Стройфарфор» и имеет уникальный керамический иконостас.
Уникальный керамический иконостас часовни. 30 декабря 2017 года. Фото из архива в день памяти ветхозаветного пророка Даниила.
Подготовлено по материалам паломнического отдела Шахтинской епархии и сайтов pravmir.ru и habinfo.ru
Ранее по теме:
11 сентября православные шахтинцы отмечают праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя