Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии:

— У нас, на Юге России, — это время душистых запахов собранного урожая и звонких колокольных мелодий. Точно описал особенный колорит этих дней Сергей Есенин, для которого родная Русь — это «хаты – в ризах образа…», который во взорах и запахах представил русские праздники уходящего лета: «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас».

 

Медовый Спас

Первым, говоря по-народному, медовым Спасом, называют праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1/14 августа, в который воспоминается Происхождение, то есть изнесение (вынос) Древ Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник был введен в церковный обиход в 1164 году византийским императором Мануилом и Владимирским князем святым Андреем Боголюбским после удачных военных походов соответственно против сарацин и поволжских булгар.

В Константинополе летом часто случались моровые поветрия (эпидемии), и в это время духовенство выносило (износило) частицу Креста Господня крестным ходом вокруг города, после чего мор прекращался. В этот день в храмах освящают мед, благословляя его первый в году сбор, совершают водосвятие, а сам день исстари именовали медовым Спасом. В этот же день совершается память ветхозаветным мученикам семи братьям Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, пострадавшим в гонения нечестивого языческого царя Антиоха Епифана (166 г. до Рождества Христова). На Руси прозвище Маккавеи (от древнееврейского «маккави» — молот) ассоциировалось с русским выражением «веять мак», отсюда был распространен обычай освящать мак. В этот день начинается второй летний пост — двухнедельный Успенский (с 14 по 28 августа).