Редакция газеты «Шахтинские известия» в рубрике «100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025» продолжает рассказывать о начале именно гражданской авиации, о пассажирских авиарейсах, о первых шагах авиационной отрасли на Дону. Это будет не простой рассказ, рассказ о сложном виде человеческой деятельности, об образованных людях и специалистах, об авиационном транспорте, без которого уже спустя несколько десятилетий, с середины ХХ века, невозможно представить наш регион.
Материал представляет Вадим Алексеевич Плохих, летчик Шахтинского и Ростовского объединенных авиаотрядов авиакомпании ДОНАВИА, командир воздушного судна Ан-2, Л-410, Як-40, Ил-76, главный пилот инспектор, начальник летного отдела Главного управления летной службы Министерства гражданской авиации СССР.
Все материалы по данной теме составлены на основе информационной базы, собранной экс-личным составом Ростовского объединенного авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.1915–2000».
К сожалению, история авиации Дона так и не стала частью истории Дона, а некоторые архивные и разрозненные данные о зарождении гражданской авиации на Дону до сих пор еще не доступны историкам и специалистам. Более того, архив авиакомпании ДОНАВИА не сохранился, просто был уничтожен. Поэтому экс-личный состав Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА собирает по крупицам сохранившиеся документы и делится с нашими читателями материалами из хроники авиапредприятий Дона.
Ожидаемые материалы для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА» на сегодняшний день практически единственные собранные и проверенные сведениями, восполняющие белые пятна истории Дона. Тем более, что еще живы не просто свидетели становления и развития гражданской авиации последней четверти ХХ века, а участники и организаторы самого высокого уровня развития гражданской авиации на Дону за последние 100 лет.
История авиации Дона, это всего чуть более 100 лет, и это лишь фрагмент большой истории воздухоплавания и авиации государства.
И несмотря на это, история полетов аппаратов тяжелее воздуха на Дону имеет свой путь и свои периоды, тесно связанные с историй региона.
ИЗ ХРОНИКИ. НАЧАЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ НА ДОНУ
1783 ноябрь 21 – во Франции парижский физик и химик Пилатр де Розье, один из пионеров авиации, вместе с маркизом д’Арландом впервые в истории поднялись в небо на аэростате, наполненном горячим воздухом, аэростат назывался «монгольфьер».
1863 – в статье «Воздухоплавание» газеты «Голос», Санкт-Петербург, журналиста и писателя Аркадия Эвальда, термин «аэроплан», в значении близком современному смыслу, был заменен на слово «самолет», которое сначала вошло в обиход поэтический, а затем, в начале ХХ века, и авиационной среды.
1869 – период начала легитимации воздухоплавания в России, когда полетами занимались энтузиасты и любители, которые соревновались между собой заочно, кто выше, потом, кто дальше, далее, кто дольше продержится в воздухе, это было время парения и плавания в воздухе, главное, никакой науки, просто интуитивные технические расчеты, Это время, когда в России была создана первая комиссия по воздухоплаванию, по применению летальных аппаратов для военных целей (особый комитет).
1875 – участник движения народовольцев Н.И.Кибальчич в тюремной камере Лукьяновской тюрьмы (Киев) придумал и описал ракетный двигатель.
1876 – первый проект аэроплана, построенный в натуральную величину.
1879 август – русский воздухоплаватель Михаил Лаврентьев построил аэростат, названный им «Ростов-на-Дону». На этом аэростате было совершено два полета — 5 и 12 августа 1879 года.
Выписка из газет того времени:
09 августа 1879 «В воскресенье 5 сего августа в нашем городском саду произошел полет аэростата. Поднятию воздушного шара, названного «Ростов-на-Дону», вполне благоприятствовала ясная погода и весьма незначительный ветер. Наполнение его светильным газом началось с 12 часов, а ровно в 6 часов вечера он уже был совсем наполнен и затем, при собравшейся многочисленной публике, как в саду, так и на ближних улицах, быстро поднялся вместе с воздухоплавателем г. Лаврентьевым и г.г. Эдельбергом и актером Петровым на воздух. Поднявшись на высоту нескольких верст, аэростат, по причине весьма слабого ветра, оставался некоторое время на одном месте, но вскоре, попав в воздушное течение, он, хотя и медленно, полетел по направлению юго-востока и через час скрылся на горизонте. Воздухоплаватели опустились благополучно недалеко от Ольгинской ст. Насколько нам известно, это 1-й случай воздушного путешествия в Ростове. Сбор с публики, посетившей сад ради интересного зрелища наполнения аэростата газом и его поднятия, равнялся около 2 тыс. руб.».
ИЗ ХРОНИКИ. ОТ ЭНТУЗИАСТОВ ОДИНОЧЕК ДО ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА
1881 – это было время, когда полетами занимались энтузиасты и любители, которые соревновались между собой заочно, кто выше, потом, кто дальше, далее, кто дольше продержится в воздухе, это было время перехода от парения и плавания в воздухе до опоры на воздух, главное, никакой науки, просто интуитивные технические расчеты. Время, когда начались полеты аэроплана контр-адмирала Александра Федоровича Можайского, это был первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха.
1889 – Жуковский при своем кабинете прикладной механики в Московском университете создал небольшую аэродинамическую лабораторию. Именно он открыл закон подъемной силы для крыла самолета, разработал теоретическое обоснование для создания воздушного винта, и создал научный центр авиации, впоследствии — Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ).
1900 – начало воздухоплавания и авиации в России.
1902 – Жуковский построил одну из первых в мире аэродинамических труб закрытого типа для проведения различных экспериментов.
1903 год — летательный аппарат братьев Орвилла и Уилбера Райт, фото 1905 года.
ИЗ ХРОНИКИ. РАЗВИТИЕ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В РОССИИ ДО 1912
1904 — в то время,120 лет назад, под словом «флот» понимался как «морской флот», так и «воздушный флот». Хотя слово «авиация» было придумано в 1863 году французскими фотографом и романистом, но оно еще не использовалось ни в профессиональном общении, ни в социальной среде. Только в начале ХХ века, когда парение в атмосфере предметов легче воздуха (воздушных шаров), или воздухоплавание, стало переходить в движение в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха (самолетов) с опорой на воздух, термин «авиация» становился все более понятным и общеупотребительным.
Само слово «авиация» и в русском, и в других языках, трактуется как «теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах».
1904 февраль 6 – первый государственный шаг в направлении развития авиации — император Всероссийский Николай Александрович Романов подписал указ об учреждении «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». По тем временам собрали достаточно много пожертвований, хватило и на морские суда, и на летальные аппараты, на самолеты. Купили несколько аэропланов и вложились в создание авиашкол в Гатчине, и под Севастополем.
1906 – в начале года было собрано около 17 миллионов рублей, на заседании Комитета постановили сбор прекратить и на эти деньги заказать минные крейсеры водоизмещением от 500 до 615 тонн и несколько подводных лодок.
На оставшиеся к 1909 году два миллиона рублей решили закупить за границей несколько аэропланов и создать под Севастополем авиашколу. Для этого в составе Комитета был организован «Отдел воздушного флота».
1908 январь 16 — состоялось собрание 18 учредителей для организации ИВАК — Императорский всероссийский аэроклуб.
Рассказ о хронике русской авиации будет неполным, если мы не упомянем талантливого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.
1910 – воздухоплаванию потребовалось более 50 лет, чтобы пройти путь от начала (1869) и развития парения до управляемого движения (1910) в воздушном пространстве.
Время воздухоплавания началось с 1859 (первая комиссия по воздухоплаванию) и продлилось до 1910 года (особый комитет). Обществу, научному и инженерному, потребовалось чуть более 50 лет для начала и развития парения до движения в воздушном пространстве.
1910 январь 30 – в Российской империи, в «Особом комитете» был создан отдел воздушного флота — ОВФ. Эту дату считают датой рождения отечественной авиации. Августейший шеф Императорского военно-воздушного флота, русской авиации и воздухоплавания. Его Императорское Высочество Великий Князь Александр Михайлович Романов (Сандро).
1911 апрель 11, или март 29 (по старому стилю) – «Московская газета» сообщила: «РОСТОВ-на-ДОНУ. 11.IV. (По телеграфу от нашего специального корреспондента). Только что при сильном ветре совершил полет авиатор Габер-Влынский на аэроплане системы Формана с двигателем «Гном». Авиатор поднялся на высоту двести метров и в четыре с половиной минуты сделал две версты. Второй взлет, с пассажиром вышел неудачным и чуть не завершился падением. Третий взлет продолжался две минуты».
Орфография текста сохранена.
1911 апрель 17, или 04 (по старому стилю) – «в воскресенье (то есть 17 апреля) новочеркасская публика увидела наконец настоящий полет на аэроплане. В 4 часа 30 минут пополудни как платная, так и бесплатная публика была на местах и нетерпеливо, с напряжением устремила взор в сторону Ростова, откуда ожидалось появление авиатора Адама Габер-Влынского на аппарате «Фарман…». Об этом сообщила газета «Донские ведомости» за 19 апреля 1911 года. Полет самолета — событие для того времени исключительное.
1911 – Гатчинскую авиашколу окончил, в том числе, и Вячеслав Григорьевич Баранов, выпускник Донского кадетского корпуса, Николаевского инженерного училища, командир 7-го авиадивизиона Донской армии, который в 1920 году стал начальником авиации Донской армии.
В своей деятельности он руководствовался исключительно проведением в жизнь задач сохранения авиации и собирания авиационного имущества своего фронта, один из организаторов и основателей Донской авиации.
1912 август – начало периода, когда государство осознало перспективность использования воздухоплавания и авиации в военных целях, опыт использования, продвинутые инженерные расчеты, первые шаги науки в данной области позволили перейти от полетов легче воздуха к полетам тяжелее воздуха. Скорость и опора на воздух, понимание физического механизма подъемной силы привели к появлению авиации в полном смысле этого слова.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Хронологический материал в большинстве своем бессловесен и малоэмоционален. Только при помощи тщательного анализа, сопоставления и профессионального описания можно заставить его говорить. Хроника авиации, для своего изучения, требует систематизации материала, взяв за основу описания нескольких принципиальных фрагментов авиационного производства – это люди, самолеты, аэродромы и аэропорты. По мере развития и расширения пользования социумом воздушного транспорта становится видимой прямая зависимость и обратная связь становления и роста авиации от истории и развития государства и самого общества.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс-личным составом Ростовского объединенного авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.