“Свой образ я долго шью, вяжу, не на себе, но для себя, а надеваю готовый костюм лишь в самый последний момент,”- говорит Михаил Ветров, артист вспомогательного состава Шахтинского драматического театра.
— Как давно театр является частью твоей жизни? С чего всё начиналось?
— Около 5-6 лет назад мой двоюродный брат Даниил проявил инициативу и привел меня в театральную студию «Браво». Тогда я учился на втором курсе Шахтинского горного техникума по направлению «Шахтное строительство». Я тогда и представить не мог, что свяжу жизнь с театром. Я думал, что буду либо инженером, либо танцором, учитывая моё «бальное» прошлое. Моей первой наставницей стала Ангелина Торощина, директор студии. Позднее мы организовали свою школу театральных искусств под названием «Элита». Работу в театре «Пласт» мне предложил главный режиссер Роман Родницкий – им требовался артист в спектакль «Призрак замка Кентервиль».
— Каким был твой дебютный спектакль?
— Это был двойной дебют: первый раз я выступил в первом спектакле нашей театральной школы. Мы долго готовились и поставили на большой сцене «Пласта» спектакль «Мы все учились понемногу», основанный на пушкинском романе «Евгений Онегин». Я играл главного героя, мои личностные качества тогда хорошо соответствовали этому образу.
— Какие эмоции испытывает артист в свой первый выход?
— Первый раз всегда особенный: это паника, дрожь в коленках, повторение текста – ты начинаешь буквально «молиться» репликами. Но когда открывается занавес, всё волнение исчезает – ты отключаешься и живешь лишь спектаклем и своей ролью. Но среди артистов известно выражение: «Когда ты перестаёшь волноваться перед выходом, тебе пора уходить из профессии». Не важно, каков твой опыт, до тех пор, пока ты любишь своё дело, переживаешь за успех постановки, ты можешь оставаться хорошим актером. Я надеюсь когда-нибудь стать таким, а пока что я ещё учусь, оттачиваю мастерство в практике, так как театрального образования у меня нет.
— Как происходит процесс «перевоплощения» артиста в своего персонажа?
-Театр куда более сложное и трудоемкое искусство, чем, например, кино. Сцену фильма можно снять с нескольких дублей, спектакль же можно только прожить, не важно, длится он полтора, два или три часа.
Быть артистом – это уметь полностью «уйти» в другого человека. Ты собираешь себе чужую кожу, кости, мясо – с каждым выходом образ обрастает деталями. Работа над ролью – очень долгий и трудоемкий процесс. Совсем немногие артисты могут легко и быстро «входить» в образ; например, из известных личностей, таким был Андрей Миронов. Говорили, что он мог буквально некоторое время стоять за кулисой, а на сцену шагнуть уже другим человеком. У меня перевоплощение занимает много времени: свой образ я долго шью, вяжу, не на себе, но для себя, а надеваю готовый костюм лишь в самый последний момент.
— Какие роли тебе уже довелось сыграть?
-Каждый режиссёр по-своему меня мнет и пробует в разных образах. Например, последняя моя роль в фарс-комедии «Тётки» — актер, который стал зэком и сбежал из тюрьмы в образе Джульетты! А в детской сказке «Все мыши любят сыр» я перевоплощаюсь в Паскаля, мышь-волшебника. В «Снежной королеве» я выхожу на сцену в костюме разбойника, который был сшит на человека в два раза больше меня – я создал достаточно комичный образ местного дурачка, у которого есть только две реплики: «А чё такое?» и «А можно я вдарю?». Ну и самая минимальная, но всё же лучшая моя роль (смеется) – роль хвоста в детском спектакле «Рикки-Тикки-Тави». Я просто выхожу меньше чем на две минуты и кидаю на сцену хвост. Ещё мне очень нравится мой персонаж в спектакле «Призрак замка Кентервиль», он достаточно глубокий, в нём можно «покопаться».
— Какими качествами должен обладать артист?
-Во-первых, трудолюбием: всегда должно быть искреннее желание работать над ролью. Во-вторых, усидчивостью, которой мне часто не хватает. В-третьих, гигроскопичностью, умением впитывать информацию, как губка: не только свои реплики, но и всё то, что говорит режиссер, другие актёры. Важна пунктуальность и ответственность, надо понимать, что в театре команда занимается коллективным творчеством, и если выпадает один винтик, то ломается весь механизм.
— То есть все роли одинаково важны, и ошибочно мнение, что лишь главная роль имеет значение?
-Безусловно, получить главную роль – это хорошо; это гарант доверия, но это не делает другие роли незначительными. Даже если ты в массовке, ты можешь быть незаметным, но при этом ты остаешься частью той картины, которую видит режиссер – не важно, насколько деталь мала, она всё равно является частью единого целого. Не музыка, не декорации, не свет, вопреки популярному мнению, а сам артист создает атмосферу, выстраивает диалог со зрителем – именно поэтому каждый, кто стоит на сцене, имеет значение.
— Как твоя семья относится к такому выбору профессии?
-В этом отношении всё достаточно сложно, и нужно сказать, что вообще все те, кто занимается театром, это по-настоящему «больные» люди. Но могу сказать, что моя семья меня поддерживала, так как они видели, что я в самом деле этим «горю», страстно «болею»… Мы живем далеко друг от друга и редко видимся, так как у меня достаточно плотный график. Родители понимают меня и стараются идти навстречу; свою семью я безумно люблю.
— Что для тебя значит работа в театре?
-Работа в театре это очень интересно, пускай порой и утомительно. Это саморазвитие, неповторимый опыт, новые знакомства. Я хорошо общаюсь с коллегами – Алексеем Хомяковым и Алексеем Стальновым, не забываю и про своих наставников, безумно благодарен своей «культовой четверке», которая сделала из меня человека – Светлане Гавриловой, Ангелине Торощиной, Надежде Евдокимовой и Оксане Ресновой. Мне также посчастливилось поработать со своим кумиром, гениальной актрисой Людмилой Алексеевной Монастырской, которой, к несчастью, не стало этой зимой.
— Какие зрители сегодня приходят смотреть спектакли?
-Наш театр ставит большое количество хороших сказок, поэтому многие наши зрители – дети. Также театром увлекаются пенсионеры. Мы задействуем подростков, приглашаем школьников на спектакли. К сожалению, для некоторых представителей современной молодежи театр кажется чем-то скучным, посторонним. По моему мнению, причина такого отношения кроется в недостаточном уровне эрудиции. Возможно, в этом есть вина и самого театра, в предлагаемом им репертуаре: особенность нашего Шахтинского драматического состоит в том, что мы вынуждены охватывать предпочтения всей аудитории разных возрастов, что представляется достаточно сложным, так как театр в городе всего один, в сравнении, например, с Ростовом-на-Дону, где большое количество как государственных, так и коммерческих театров, каждый из которых занимает свою нишу. Мы стараемся развиваться в разных направлениях, чтобы удовлетворить запросы зрителей, при этом умеем качественно работать со всеми теми ресурсами, которые у нас есть, и в этом, я считаю, наше бесспорное преимущество.
Мария Дремина, пресс-центр ДЖОСТИК ГДДТ. Фото из личного архива Михаила Ветрова.