В спецпроекте «Шахты – город героев» продолжаем рассказывать о шахтинцах, удостоенных высшего звания Герой Советского Союза. Спецпроект приурочен ко Дню города.
Степан Петрович Кобзев родился 5 февраля 1915 года в селе Дегтевое в 60 км от Липецка в крестьянской семье.
В Шахтах окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества и городской аэроклуб. Работал электрослесарем на шахте имени XX лет РККА.
В Красную Армию призван в 1936 году Шахтинским райвоенкоматом и направлен в Качинскую военно-авиационную школу пилотов.
После окончания школы служил в войсках Ленинградского военного округа, участвовал в советско-финской войне 1939 — 1940 годов.
К моменту нападения гитлеровской Германии на Советский Союз старший лейтенант Кобзев уже командовал звеном в 65-м штурмовом авиационном полку военно-воздушных сил Северного флота. Летал на самолетах «И-15 бис», «И-153» («Чайка»).
Осенью 1941 года авиаполк был переброшен на свирское направление и придан 7-й армии, которая вела тяжелые оборонительные бои в Южной Карелии. Летчик-штурмовик Степан Кобзев сражался на Ленинградском и Карельском фронтах, защищал Советскую Карелию на Петрозаводском, Медвежьегорском и Кестеньгском направлениях.
Штурмовики оказывали неоценимую помощь наземным войскам в срыве вражеских наступательных планов. К марту 1942 года в тяжёлых боях авиаполк Кобзева уничтожил 25 танков, 683 автомашины, 13 самолётов и до 3 полков пехоты врага.
За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, стойкость, мужество, героизм и организованность лётчиков, техников и авиаспециалистов 65-й штурмовой авиаполк 8 марта 1942 года был преобразован в 17-й Гвардейский и передан в состав ВВС 26-й общевойсковой армии.
Отважно сражался Кобзев и за небо Заполярья на Кандалакшском и Мурманском направлениях. Здесь ему и его боевым товарищам неоднократно приходилось выполнять задания по штурмовке вражеских аэродромов, содействуя защите внешних морских сообщений и обеспечивая безопасность транспортировки грузов по Кировской железной дороге.
В силу географических условий и общей военной обстановки на советско-германском фронте северные порты и Кировская железная дорога приобрели важное стратегическое значение.
В Мурманск и Архангельск приходили через Атлантику караваны судов наших союзников. Далее грузы переправлялись по железной дороге в различные районы страны. По этому же каналу главным образом шло и обеспечение войск Карельского фронта и Северного флота.
К 1934 году полк Кобзева вливается в 261-ю штурмовую смешанную авиадивизию 7-й воздушной армии Карельского фронта, после чего улучшаются условия для маневрирования авиацией, что особенно положительно скажется в ходе наступательных операций 1944 года.
К весне 1943 года на счету командира эскадрильи 17-го Гвардейского штурмового авиаполка, гвардии капитана Кобзева числилось 95 боевых вылетов, из которых 46 были произведены ночью. Он стал мастером штурмовых ударов, отлично владеющим техникой пилотирования.
В марте-апреле 1943 года лётчиками было выведено из строя более 30 фашистских самолётов. Гвардии капитан Степан Кобзев 16 раз водил эскадрилью на штурмовку вражеского аэродрома Луостари в северной Финляндии. В результате её ударов было уничтожено 10 самолётов противника, склад с боеприпасами и разрушен ангар с техникой.
Приходилось отважному штурмовику сбивать фашистские самолёты и в воздухе. Так однажды при подходе к аэродрому он увидел истребитель Ме-109, идущий на взлёт. Кобзев атаковал его, «Мессершмитт» свалился на крыло и врезался в землю. В другой раз при налёте на аэродром взлетевший Ме-109 пошёл на самолёт Кобзева в лобовую атаку. Но она оказалась для фашиста последней…
Вскоре наш герой поверг ещё один немецкий истребитель, производивший взлёт для отражения налёта советских штурмовиков. После этих вылетов командир полка написал на Кобзева представление к ордену, в котором говорилось:
«В 1943 году произвёл 15 боевых вылетов, из них 8 раз водил эскадрилью на штурмовку аэродромов противника. Лично провёл 6 воздушных боёв с превосходящими силами. В боях уничтожил 5 автомашин с разным грузом, 4 полевых орудия, 3 склада с боеприпасами, 4 цистерны с горючим и 5 зенитных орудий. При налёте на аэродром Луостари лично сбил на взлёте 3 самолёта противника.
В боях с немецкими захватчиками проявил себя смелым, решительным командиром. Своими дерзкими атаками увлекал подчинённых на выполнение каждого боевого задания. Отлично выполнил все задачи, поставленные перед эскадрильей. Умело передаёт свой большой боевой опыт молодому лётному составу».
За проявленную отвагу и героизм при выполнении налётов на вражеские аэродромы, уничтожение смелыми штурмовыми ударами живой силы и техники противника, умелое руководство авиационной эскадрильей, приказом командующего 7-й Воздушной армии от 18 октября 1943 года, гвардии капитан Кобзев был награждён орденом Александра Невского.
Приходилось Степану Кобзеву выполнять и отдельные спецзадания. Так, в дни блокады Ленинграда он был командирован в состав специальной группы по прикрытию города от воздушных налётов. По заданию командующего воздушной армии экипаж Кобзева уничтожил в тылу врага важный объект и бронепоезд.
Летом 1944 года штурмовики принимают участие в Свирско-Петрозаводской наступательной операции, осуществляя авиационную поддержку войск при форсировании реки Свирь, прорыве обороны противника и высадке десантов Ладожской и Онежской военными флотилиями.
Наши летчики обеспечивали подавление береговой системы обороны при нашем десантировании, уничтожении артиллерии противника и сковывании действий его авиации. В числе отважных штурмовиков продолжала драться с врагом и эскадрилья Кобзева. Летчики во главе со своим комэском штурмовали отступавшие колонны противника по дороге Усланка — Куйтежа, бомбили артиллерийские позиции в районе Мансила и севернее Салми. На станции Усуган уже гвардии майором Кобзевым был уничтожен целый эшелон с боевой техникой и живой силой противника.
Свирско-Петрозаводская операция продолжалась в течение всего лета и привела к поражению финских войск на Карельском перешейке и в Южной Карелии, к выходу Финляндии из войны и освобождению территории Советской Карелии.
В этих боях самое активное участие принимала 261-я смешанная авиадивизия. За большие заслуги в обеспечении успеха наступательной операции ей было присвоено почетное наименование Свирской.
К середине октября 1944 года командир эскадрильи 17-го Гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Кобзев совершил 317 боевых вылетов на штурмовку военных объектов и скоплений войск противника, нанёс ему большой урон.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 года Степану Петровичу Кобзеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4314).
Заканчивал боевой путь майор Кобзев заместителем командира полка.
После окончания Великой Отечественной войны он продолжил службу в Военно-воздушных силах, служил на Чукотке и на Камчатке. В 1953 году окончил Военно-воздушную академию в Монино, а с 1958 года гвардии подполковник ушел в запасе и последующую отставку.
Степан Петрович Кобзев награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденом Александра Невского, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени.
Последние годы работал в НИИ города Москвы. Жил в подмосковном городе Красногорск.
Ушел из жизни 29 января 1993 года, похоронен на Пенягинском кладбище Красногорского района Московской области.