В крещенский сочельник или в сам день праздника вода освящается одним чином и не имеет разницы в своих духовных смыслах.

17 января заканчиваются Рождественские Святки, день 18 января является вторым, крещенским сочельником или Навечерием Богоявления.

«Не нарушить закон пришел Я, но исполнить»

В этот строго постный день так же, как и под Рождество, полагается вкушать культовую пищу – сочиво с традиционным грушевым взваром. Существует старинный обычай ничего не вкушать в крещенский сочельник до великого водоосвящения, совершаемого в храмах после Божественной Литургии (около полудня).

Крещение Господне (19 января) – двунадесятый праздник, отмечаемый в честь крещения Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан святым Иоанном Крестителем или Предтечей. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22; Ин. 1, 32–33). В этот день было явление Трех Лиц Святой Троицы (отсюда второе название праздника – Богоявление): Сын Божий во плоти стоял в реке Иордане, Отец дал глас (голос) Свой, Дух Святой в виде голубя сошел на Господа Иисуса.

Христос, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в крещении, ни в каком-либо очищении, но по Своему смирению Он принимает положенное грешным людям, потому что Сам о Себе затем скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Также день Богоявления именуют торжеством Просвещения и праздником Светов. В этих названиях отражена духовная, просвещающая идея христианства.

С апостольских времен

Начало празднования Богоявления относится к апостольским временам, о нем упоминается в Постановлениях Апостольских через Климента, епископа Римского. Во II веке на празднование Крещения Господня указывает Климент Александрийский, в III столетии беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и святитель Григорий Неокесарийский. Святые отцы Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст (IV век) и многие другие оставили свои замечательные поучения, гомилии, произнесенные ими в этот праздник.

Гимнография праздника составлена святыми Анатолием, архиепископом Константинопольским (V век), Андреем и Софронием Иерусалимскими (VII в.), Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным (VIII в.), Германом, патриархом Константинопольским (IX в.) и другими.

Праздник Богоявления (Крещения Господня, праздник Светов) в Восточной и Западной Церкви всегда праздновался с одинаковой торжественностью.

Великая Агиасма

В России в ночь на Крещение принято освящать воду (чин Великой Агиасмы). В этот день совершаются торжественные крестные ходы от храмов к ближайшим водоемам (ход на Иордань), где совершается Великое водоосвящение. На льду водоема заранее приготавливают крестообразную прорубь – иордань. Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы.

 

Распространен обычай троекратно с молитвой погружаться в освященную в «иордани» воду. Часто там же совершают Таинство Крещения новообращенных христиан. Это не означает, что христианам необходимо окунаться в водоемах в этот праздник. Сегодня такие «купания» часто бывают далеки от истинной религиозности, они зачастую являются проявлением ухарства, фарса и обрядоверия, то есть становятся негативным духовным явлением, когда внешним проявлениям религиозности придают большее значение, чем их смыслу и внутреннему содержанию. Важно в праздничный день помолиться за Литургией, молебном, благоговейно принять святую воду (помолившись, выпить небольшое количество, окропить себя).

Считается, что освященная в крещенский сочельник или в сам день праздника вода (и та, и другая, освящается одним чином и не имеет разницы в своих духовных смыслах) не портится, она обладает целительной силой. Эту воду хранят в святых углах у икон весь год. Пить и окропляться крещенской водой следует натощак, с молитвой и благоговением. Существует также неприемлемый Церковью обычай гадания на Рождество, Святки и Крещение, связанный с древними языческими поверьями. Народный русский календарь традиционно отождествляет праздник Крещения с лютыми «крещенскими» морозами. Последнее обстоятельство нашло отражение в многочисленных пословицах, поговорках и народных приметах. Название праздника закрепилось в российской топонимике и в русских фамилиях.

В Крещенский Сочельник, 18 января, в Покровском кафедральном соборе в 8-00 начнется Божественная литургия, по окончании которой будет совершен чин великого освящения воды.

В 16-00 начнется Вечернее богослужение.

В праздник Крещения Господня, 19 января, будут совершены две Божественные литургии: в полночь — ранняя и в 9-00 -поздняя. По окончании обеих служб также будет совершен чин великого освящения воды.

В 16-00 — Всенощное бдение.

РАСПИСАНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ СЛУЖБ НА КРЕЩЕНИЕ В ХРАМАХ Г.ШАХТЫ  


Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии