Неофициальный день рождения микрофона, ставшего для многих незаменимым прибором, отмечается 4 марта. Само слово «микрофон» происходит от сочетания двух греческих слов «маленький» и «звук». Первый микрофон был создан в 1877 году американским изобретателем Эмилем Берлинером. Именно 4 марта он получил патент на телефонный передатчик с неплотным контактом.

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни держал микрофон в своих руках.

Человек, для которого этот инструмент стал частью жизни, Виталий Рудь,  46 лет, пресс-секретарь ИСОиП (ф) ДГТУ в г. Шахты.

– Когда Вы в первый раз взяли в руки микрофон?

– Начальный опыт дружбы с микрофоном получил в школе, в старших классах. Участвовал в литературно-музыкальных постановках, вел школьные праздники. Правда, чаще выступал без него, например, читал стихи со сцены. Первым серьезным опытом стало выступление на городской молодежной конференции.

– Какие ощущения Вы испытывали в этот момент?

– Не могу сказать, что в первый раз испытал какие-то особенные ощущения. Конечно, с микрофоном нужно уметь работать, но меня больше волновало, что и как говорю. Стал больше обращать внимание на грамотность речи, умение чувствовать слушателей.

– Испытывали ли Вы страх перед публикой? Если да, то как с этим справлялись?

– Скорее не страх, а волнение, поскольку оказываешься у всех на виду, словом и действием привлекаешь к себе внимание. Такие мгновения переживаешь по-особому. Советую всем готовить себя к общению с публикой, тренироваться. Даже спустя годы волнение перед выступлением, в той или иной степени, остается. На мой взгляд, это хорошо, поскольку человек должен с  ответственностью относиться к своей работе, обязан для дела мобилизовать свою волю и характер. Бесстрашие порой наблюдается у тех, кто мнит себя профессиональнее  профессионалов.

Можете дать несколько советов для молодежи, как перебороть этот страх перед публикой?

– Подобным интересуются довольно часто, но есть ли универсальные для всех и каждого подходящие советы? Мне кажется, лучше подсказать что-то полезное при личном общении.

 

– Но все-таки.

– Попробуйте прием, который называю «возьми себя в руки»: сомкните ладони или держите в руках лист бумаги, ручку. Простой отвлекающий маневр может помочь сосредоточиться, не растеряться во время выступления, «заземлить» нервное напряжение механическим действием.

На мой взгляд, чтобы не бояться, прежде всего, нужно быть уверенным в правильности того, что делаешь. Такое понимание помогает преодолеть препятствия.

– Что для Вас значит микрофон?

рудь– Инструмент. Конечно, это не такой простой вопрос. Микрофон может стать барьером, когда у тебя становится больше прав и возможностей, чем у собеседника. Но люди по ту сторону микрофона тоже имеют право на выражение своих мыслей, чувств или заблуждений. И ты обязан учитывать, что от тебя зависит, как ты поведешь себя по отношению к ним. Позволишь диалог или ограничишься вещанием собственных непогрешимых взглядов. Поэтому для меня это инструмент, с которым надо толково обращаться на общее благо.

– Вы работали на разных телеканалах.
Можете рассказать, как Вы туда  попали? Нравилось ли Вам работать диктором? Были ли у Вас какие-нибудь забавные или смешные ситуации?

– Мой школьный товарищ вел дискотеки и мечтал создать музыкальную программу, но стеснялся предложить идею местному телеканалу. В то время все были воспитаны на передачах центрального телевидения, а городское телевещание только зарождалось.

Так в 1992 году мы пришли на ТВ «Орбита-Шахты».  Автора музыкального шоу быстро озадачили необходимостью поиска денег, а мне неожиданно предложили остаться. Правда, работать на ТВ я стал чуть позже – сперва поучаствовал в производстве того самого музыкального проекта. Круг замкнулся. Передача удалась. Еще более неожиданным получилось приглашение меня на телевизионные пробы. Не ожидал, но телевидение стало значительной частью моей жизни. Лишь один пример – были времена, когда я  проводил на студии более ста часов в неделю. Интересных событий и историй хватит на несколько книг.

– Есть ли у Вас гуру ораторского искусства?

– Скорее нет. Есть уважаемые мною телеведущие, у которых хочется учиться мастерству владения словом, умению держаться в кадре. Каждый из них — пример высокого профессионализма, артистизма. Их немного, но они есть.


Беседовала Екатерина Специальная, творческое объединение юных журналистов «Свой голос» ГДДТ