Она позволила бы сохранить их потенциал к социальной адаптации, накопленный ими за период пребывания в центре помощи детям, обеспечить реальную отдачу от финансовых затрат государством на содержание воспитанников, профилактику правонарушений и стабилизацию социального климата, повысить их социальный статус.
Растет число детей с проблемами здоровья
Сегодня одной из самых тревожных проблем общества стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе с ОВЗ и инвалидов, родители которых лишены родительских прав.
Хотя законодатель уделяет особое внимание этой категории граждан и Российским законодательством закреплены основные гарантии реализации их прав на образование, воспитание, медицинскую помощь, обеспечение жильем и занятость, социально-бытовое обслуживание, выпускники с ОВЗ, инвалидностью испытывают многочисленные трудности.
Проблемы детей без взрослых не решить
Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемами, которые без помощи взрослых самостоятельно не могут решить:
— с поиском работы и трудоустройством
— своевременным получением медицинской помощи и оформлением группы инвалидности
— содержанием квартиры и оплатой коммунальных услуг
— созданием и сохранением собственной семьи
— организацией общения с социальным окружением
— в управлении и планировании своей жизни
— сбором пакета документов на оформление социальных пособий и др.
Это признается на уровне государства и общества.
Организуя постинтернатное сопровождение таких выпускников, специалисты отделения постинтернатного сопровождения центра строят отношения с ними, исходя из следующих принципов:
— системности (постинтернатное сопровождение представляет собой целостную многомерную, многоуровневую развивающуюся систему)
— умению быть товарищем, партнером, защитником
— мультидисциплинарности (комплексный подход)
— помощи в осознании причин возникновения проблем
— адресности, законности, конфиденциальности, доступности, превентивности, профессиональной компетентности.
Сейчас в центре воспитывается девять детей-инвалидов. В 2021 г. из учреждения выпускается один инвалид, в 2022 г. — четыре выпускника — инвалида. На сопровождении у специалистов центра находятся 17 выпускников с ОВЗ и три ребенка-инвалида.
Этапы и формы сопровождения
Специалистами центра разработан алгоритм организации сопровождения выпускников с ОВЗ, инвалидностью, который включает в себя два этапа:
Подготовительный, реализация которого помогает нам отследить личностный рост воспитанника с ОВЗ, инвалидностью, его готовность к самостоятельной жизни, своевременно уточнить медицинский диагноз, перевести на обучение в массовую школу, рассмотреть формы семейного устройства, разработать его «жизненный проект».
Деятельностный (постинтернатное сопровождение), на котором проходит его социализация и по результатам мониторинга уровня социализации выпускник снимается с сопровождения.
Наиболее эффективными формами сопровождения являются:
Кураторство. За каждым выпускником закреплен куратор из числа воспитателей, специалистов, сотрудников центра. Разработана памятка, где определены цели и задачи. Успех работы куратора заключается не в том, что он сам решает все проблемы выпускника, а в мотивации выпускника на изменение своего стиля и поведения. Куратор нацеливает его на умение преодолевать трудные ситуации самому, направляет его на то, что любые действия имеют последствия и человек сам несет ответственность за результат. Кураторы выпускников — люди мобильные, инициативные, с горящей и живой душой, готовые в любое время суток прийти на помощь своему подопечному (помочь благоустроить квартиру, трудоустроиться, создать семью, сыграть свадьбу и т.д.).
Наставничество. В центре с успехом реализуется программа «Наставничество» БФ «Арифметика Добра». Все выпускники-инвалиды имеют своих наставников, которые помогают им успешно интегрировать в социум.
Благотворительная помощь выпускникам
Благотворительные фонды «Надежда по всему миру», «Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы», «Арифметика Добра», «Здесь и сейчас», «Сириус» стали неизменными партнерами центра и выпускников. Их благотворительная помощь по обустройству полученных квартир, необходимой детской одежды, приобретения медицинских лекарств позволяет выпускникам почувствовать себя увереннее в жизни, нужными другим, не оставшимися один на один со своими проблемами.
Дополнительное образование, досуг и сопровождение
Сложившаяся в центре система дополнительного образования оказывает положительное воздействие на социализацию воспитанников. Специалисты образовательного отделения помогают выпускникам закреплять и совершенствовать полученные бытовые, социальные навыки, погружая их в творческую, практическую деятельность, которая дает положительные результаты и служит их успешной интеграции в социум.
Досуговая деятельность — важное средство социализации выпускников с ОВЗ, инвалидностью. Она наполняет их жизнь новыми ощущениями, переживаниями, развивает уверенность в своих силах. Поэтому данная форма сопровождения у выпускников очень любима, так же как и их участие в заседаниях клуба выпускников. Вот как они говорят: «Клуб наполняет наши сердца радостью жизни и уверенностью в завтрашнем дне».
Представительство в судах, в службах, организациях, стоящих на защите прав и интересов выпускников с ОВЗ, инвалидностью, организация консультативной, психологической, педагогической, правовой, социальной помощи — неотъемлемая часть работы по сопровождению выпускников, которая помогает своевременно решать возникающие проблемы.
Особое внимание придается посещению выпускника по месту пребывания, проживания, которое позволяет изучить жизненную ситуацию, предпринять конкретные шаги дальнейшего взаимодействия, проблемы и пути их преодоления.
Наши выпускники постоянно находятся в поле зрения специалистов отделения, всегда на связи.
ГКУСО РО Шахтинский центр помощи детям №1