Анна Месропян, директор ДТСР города Шахты:
— Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, разработана в целях реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Это составная часть мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество, и утверждена распоряжением Правительства Ростовской области от 07.09.2023 №863 «Об утверждении модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой в Ростовской области».
Для кого
Целью внедрения системы долговременного ухода является обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействия гражданам, осуществляющим уход.
Гражданами, нуждающимися в уходе, определены лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий – участники специальной военной операции.
Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности на основании поданного заявления в орган социальной защиты населения.
Для чего
Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение в систему долговременного ухода предполагает проведение следующих мероприятий:
- определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений;
- установление при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, уровня нуждаемости в уходе;
- подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
- подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения (с его согласия);
- составление и утверждение органом социальной защиты населения индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе.
Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе от социального обслуживания принимается органом социальной защиты населения в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Областного закона от 25.11.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области», постановления Правительства Ростовской области от 27.11.2014 № 785 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг».
Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется в форме социального обслуживания на дому по месту жительства или месту пребывания гражданина, нуждающегося в уходе, бесплатно.
Что включает
К социальным услугам по уходу, включаемым в социальный пакет долговременного ухода, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:
- социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима и так далее;
- социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалет, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом и так далее;
- социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение и так далее;
- социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение медицинских рекомендаций, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника ухода;
- социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования гражданина, включая поддержку потребности в движении и общении, а также навыков, способствующих сохранению памяти, внимания, мышления и так далее.
Социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, гражданину, нуждающемуся в уходе, предоставляются помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг (муниципальное бюджетное учреждение города Шахты «Центр социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов №1»).
В пределах квот
Основаниями для исключения гражданина из системы долговременного ухода являются утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
Численность граждан, получающих социальные услуги по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, устанавливается Министерством труда и социального развития Ростовской области в пределах установленных квот.
В 2023 году в соответствии с установленной квотой включены в систему долговременного ухода 244 жителя города, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Выплата денежной компенсации взамен предоставления социальных услуг по уходу гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в уходе, утвержденной Моделью, не предусмотрена.
Об организации приемных семей
Законодательным Собранием Ростовской области принят Областной закон от 19.11.2009 №320-ЗС «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Ростовской области», который направлен на повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, и профилактику социального одиночества.
Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов — форма жизнеустройства и социальной поддержки граждан, представляющая собой совместное проживание лица, нуждающегося в социальной поддержке, и лица, изъявившего желание организовать приемную семью.
К лицам, нуждающимся в социальной поддержке, относятся одинокие или одиноко проживающие пожилые граждане (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) и инвалиды (в том числе инвалиды с детства), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности.
Совершеннолетний дееспособный гражданин может изъявить желание совместно проживать с лицом, нуждающимся в социальной поддержке, и может быть назначен в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, помощником указанного лица.
О вознаграждении
Лицо, изъявившее желание организовать приемную семью, обращается с письменным заявлением от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи о желании организовать приемную семью с лицом, нуждающимся в социальной поддержке, и об отсутствии обстоятельств, препятствующих организации приемной семьи, в орган социальной защиты населения по месту жительства.
Лицу, изъявившему желание организовать приемную семью, выплачивается за счет средств областного бюджета ежемесячное денежное вознаграждение в размере 5000 рублей.
Дополнительно выплачиваются:
- доплата за организацию приемной семьи в сельской местности в размере 500 рублей;
- доплата за организацию приемной семьи для второго, третьего и четвертого лица, нуждающегося в социальной поддержке, в размере 1000 рублей за каждое лицо, принятое в приемную семью.
Организация приемной семьи не допускается:
- между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
- между усыновителями и усыновленными;
- в случае если организация приемной семьи приведет к тому, что общая площадь жилого помещения, являющегося совместным местом жительства лица, нуждающегося в социальной поддержке, и лица, изъявившего желание создать приемную семью, в расчете на каждого человека, проживающего в данном жилом помещении, окажется меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной соответствующим органом местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- при наличии инфекционных заболеваний, психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании у лица, изъявившего желание организовать приемную семью, и (или) совместно с ним проживающих членов его семьи, а также у лица, нуждающегося в социальной поддержке.
По всем вопросам, касающихся реализации системы долговременного ухода и организации приемной семьи, необходимо обращаться в ДТСР города Шахты по адресу: 346500, г. Шахты, ул. Советская, 134, телефон 8 (8636) 22-48-67.