Ведение здорового образа жизни – важнейшее условие сохранения здоровья любого человека. Основным фактором его формирования у детей и подростков является семья, поскольку именно благодаря семье формируется установка на ведение ЗОЖ, закладываются основы индивидуального здоровья. Крайне важно родителям не только проводить с детьми и подростками беседы о важности: занятий физической культурой и спортом, отсутствия вредных привычек, соблюдения режима сна, отдыха, принципов здорового питания, благоприятного эмоционального состояния, но и собственным примером мотивировать их к ведению ЗОЖ.

Детям и подросткам рекомендуется проходить профилактические осмотры и диспансеризацию. Профилактические осмотры проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций по оздоровлению для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей.

Задачей диспансеризации детей является воспитание здорового ребенка, обеспечение оптимального физического и нервно-психического его развития. Эффективность диспансеризации зависит от регулярности ее проведения.

Воспитание здорового образа жизни детей и подростков – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Здоровый образ жизни школьника включает:

  • правильное питание;
  • занятие физическими упражнениями
  • закаливание
  • соблюдение режима дня
  • соблюдение норм гигиены
  • отказ от вредных привычек

Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

 

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

  • учебные занятия в школе
  • учебные занятия дома (выполнение домашних заданий)
  • режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания)
  • личная гигиена
  • занятия физическими упражнениями
  • отдых
  • сон
  • занятия в свободное время

Низкая работоспособность характеризуется:

  • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал
  • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом
  • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью
  • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника. Для этого стоит учитывать, что:

  • продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности;
  • должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Правильное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья ребенка/подростка, способствует укреплению здоровья.

Здоровье подрастающего поколения – это будущее здоровье всей страны. В целях сохранения репродуктивного потенциала подросткам 15 – 17 лет рекомендуется проходить обследования репродуктивной системы.  

Важно родителям не только проводить с детьми и подростками беседы о важности занятий физической культурой и спортом, отсутствия вредных привычек, соблюдения режима сна, отдыха, здорового питания, благоприятного эмоционального состояния, но и собственным примером мотивировать их к ведению ЗОЖ.

Иллюстрации: Здоровье 03