В рамках проекта в образовательном центре «Умка» организована Сенсорная комната.
В комнате созданы отличные условия для проведения работы по развитию у наших воспитанников сенсорной интеграции, которая является главной составляющей полноценного развития детей. Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Особенно важна сенсорная интеграция для детей с ОВЗ, ведь их сенсорная система формируется более низкими темпами и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению.
Частью работы в осуществлении сенсорной интеграции в нашем центре является работа в сенсорной комнате. Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные трудности в развитии и поведении. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают их познавательную активность. Сенсорная комната – целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно скорректировать и оптимизировать развитие ребенка. В процессе занятий дети расширяют свой жизненный опыт, обогащают чувственный мир, пробуждают познавательную и исследовательскую активность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует гармоничному развитию и коррекции имеющихся проблем. Для этого специальным образом организована психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения. Возможности сенсорной комнаты обширны. Это: снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка), развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, тренировка стрессоустойчивости, психогимнастика, коммуникативные игры, развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру, развитие двигательной функции, развитие психических и познавательных процессов. А также формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях, сенсорное развитие (цвет, форма, величина), формирование пространственных представлений.
С детьми, имеющими недостаточность вербализации как следствие эмоциональных нарушений (страхи, повышенный уровень тревожности, гиперактивность, агрессивность), проводим занятия в темной сенсорной комнате. Темная сенсорная комната — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Таким образом, сенсорная комната в нашем образовательном учреждении является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать и скорректировать развитие ребенка.
Галина Ильяшенко, нейропсихолог ЧОУ ДОД «УМКА»