Воспитатели поделились опытом о том, как увлечь маленьких непосед краеведением и привить им любовь к природе, окружающему миру, к своей Родине, ее ценностям и традициям.

Свои идеи они представили на семинаре «Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания, развития детей дошкольного возраста и формирования представлений о родном крае». Главной задачей семинара стало повышение профессионального мастерства педагогов, обобщение и расширение знаний о формах патриотического воспитания в разделе «Краеведение и туризм».

Участников семинара приветствовали заведующая детским садом №4 Марина Повечерова и заместитель заведующего, руководитель городского методического объединения по туристско-краеведческому направлению Евгения Щукина.

Путешествуем всей семьей

Учитель-дефектолог Анастасия Подцатова представила результаты анкетирования «Родной свой край мы любим и знаем».

Цель – выявить уровень духовно-нравственного начала в каждом ребенке и его родителе, — подчеркнула она.

По итогам исследования, более 97% родителей считают необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края. Причем большинство опрошенных  считают, что развивать интерес у детей к природному и культурному наследию родного края необходимо с 4-5 лет.

По результатам анкетирования  были определены наиболее популярные места для поездок семей с детьми. Первое место разделили Лого-парк и Южный парк птиц Малинки. На втором оказались станицы и хутора, расположенные на берегу Дона (хутор Пухляковский, станицы Раздорская и Старозолотовская). Замыкают тройку лидеров хутор Мержаново в Неклиновском районе и народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты».

Обязательным на уроке является результат.

Все начинается с семьи, в том числе, и познание окружающего мира, —  уверены шахтинские педагоги. Именно эта тема получила развитие в проекте «Семья туристов-краеведов», который был представлен воспитателями Мариной Кожановой и Оксаной Ведерниковой.

К сожалению, имеют место такие явления как отчужденность, отсутствие любви к Родине, недостаток времени у родителей для общения с детьми, резкое падение роли и значения патриотизма в воспитании. Задачи нашего проекта – формировать представление у детей о родном крае, воспитывать умение видеть красоту родного города, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу.

Проект призван формировать бережное отношение к природе и всему живому, воспитывать уважение к труду, создавать условия для совместной творческой деятельности.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности – на занятиях, в играх, в труде и в быту, поскольку воспитывают в ребенке не только чувство патриотизма, но и формируют его отношения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Привлечь внимание и зажечь искру

Проект «Я русский» представила учитель-логопед Виктория Чаусова.

 

Цель проекта — сформировать у дошкольников патриотическое и культурное сознание. Его задачами является побудить к  изучению традиций русского народа, сформировать представление о культуре и символике нашей страны, расширить словарный запас  детей, — отметила она.

Изучение родного края невозможно без изучения его природных особенностей.  В связи с этим  воспитатель Елена Лебедева обозначила проблему: птицы, цветы, животные – все это находится в близком поле зрения ребенка и сразу же привлекает его внимание. Но как же быть с изучением неживой природы?

Задача педагога – заинтересовать детей этим направлением, зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти связь между явлениями живой и неживой природы.

Для того, чтобы облегчить педагогам работу по организации наблюдения на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий призвана метеоплощадка, расположенная на территории детского сада № 4.

В детском саду №4 помощь юным краеведам в изучении природы оказывает метеостанция.

Изучение природных явлений происходит непосредственно на площадке с  помощью представленного на ней оборудования.  Дети учатся фиксировать свои наблюдения в дневнике погоды. Метеоплощадка помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы, — рассказывает  Елена Лебедева.

Тему экологического развития дошкольников продолжили воспитатели Наталья Зырянова и Татьяна Доровская в своей проектной деятельности «Семья в мире экологии». Педагоги рассказали об основных методах и средствах воспитания в детях бережного отношения к природе.

К краеведению – творческий подход

Доступность, наглядность, интерактив и возможность всегда вернуться к уже просмотренному материалу – такие аргументы представила воспитатель Анна Бобкова, говоря о преимуществах проведения виртуальных экскурсий для дошкольников. В качестве примера педагог продемонстрировала видеоролик о поселке имени Красина, рассказывающий о его истории и главных достопримечательностях.

Наглядно познакомить с культурой Донского края и сделать ее изучение еще интереснее помогут практические мастер-классы. Воспитатель Ирина Панюшкина предложила коллегам выполнить солевую роспись предметов быта в рамках творческого занятия ««Семикаракорская роспись», а  музыкальные руководители Анна Сукиасяни Юлия Сашенкова провели для гостей динамическую паузу.

Музыкальным подарком для гостей семинара стало выступление воспитанников детского сада с хореографическим номером — участником Арт-фестиваля «Таланты+ Шахты» в номинации «Народно-стилизованный танец».

Марина Повечерова, заведующая детским садом №4 «Город детства»:

— В семинаре «Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания, развития детей дошкольного возраста и формирования представлений о родном крае» принимали участие педагоги всех детских садов города, которые углубленно работают в этом направлении. Когда наш садик только открылся, мы сразу решили, что будем вести активную краеведческую работу. Здесь рядом находится мемориальный комплекс «Жертвам фашизма», а у самого садика – большая территория, позволяющая заниматься экологическим воспитанием.

Мы очень тесно работаем в краеведческом направлении с клубом им.Красина, библиотекой, школой №27. Они предоставляют нам много информации, в частности, для виртуальной экскурсии.

Нашим воспитателям очень интересна тема краеведения, истории нашего города, поселка. Поэтому мы хотим и дальше развиваться в этом направлении и прививать интерес к краеведению нашим юным воспитанникам. Важно воспитывать молодое поколение в соответствии с традициями, заложенными не только в семье, но и детском саду. Мы принимаем детей от полутора лет, и уже с этого времени мы их учим, прививаем основные ценности. Ведь от того, как мы воспитаем наших детей, зависит будущее нашей страны.