Воспитатели поделились опытом о том, как увлечь маленьких непосед краеведением и привить им любовь к природе, окружающему миру, к своей Родине, ее ценностям и традициям.
Свои идеи они представили на семинаре «Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания, развития детей дошкольного возраста и формирования представлений о родном крае». Главной задачей семинара стало повышение профессионального мастерства педагогов, обобщение и расширение знаний о формах патриотического воспитания в разделе «Краеведение и туризм».
Участников семинара приветствовали заведующая детским садом №4 Марина Повечерова и заместитель заведующего, руководитель городского методического объединения по туристско-краеведческому направлению Евгения Щукина.
Путешествуем всей семьей
Учитель-дефектолог Анастасия Подцатова представила результаты анкетирования «Родной свой край мы любим и знаем».
Цель – выявить уровень духовно-нравственного начала в каждом ребенке и его родителе, — подчеркнула она.
По итогам исследования, более 97% родителей считают необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края. Причем большинство опрошенных считают, что развивать интерес у детей к природному и культурному наследию родного края необходимо с 4-5 лет.
По результатам анкетирования были определены наиболее популярные места для поездок семей с детьми. Первое место разделили Лого-парк и Южный парк птиц Малинки. На втором оказались станицы и хутора, расположенные на берегу Дона (хутор Пухляковский, станицы Раздорская и Старозолотовская). Замыкают тройку лидеров хутор Мержаново в Неклиновском районе и народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты».
Все начинается с семьи, в том числе, и познание окружающего мира, — уверены шахтинские педагоги. Именно эта тема получила развитие в проекте «Семья туристов-краеведов», который был представлен воспитателями Мариной Кожановой и Оксаной Ведерниковой.
К сожалению, имеют место такие явления как отчужденность, отсутствие любви к Родине, недостаток времени у родителей для общения с детьми, резкое падение роли и значения патриотизма в воспитании. Задачи нашего проекта – формировать представление у детей о родном крае, воспитывать умение видеть красоту родного города, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу.
Проект призван формировать бережное отношение к природе и всему живому, воспитывать уважение к труду, создавать условия для совместной творческой деятельности.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности – на занятиях, в играх, в труде и в быту, поскольку воспитывают в ребенке не только чувство патриотизма, но и формируют его отношения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Привлечь внимание и зажечь искру
Проект «Я русский» представила учитель-логопед Виктория Чаусова.
Цель проекта — сформировать у дошкольников патриотическое и культурное сознание. Его задачами является побудить к изучению традиций русского народа, сформировать представление о культуре и символике нашей страны, расширить словарный запас детей, — отметила она.
Изучение родного края невозможно без изучения его природных особенностей. В связи с этим воспитатель Елена Лебедева обозначила проблему: птицы, цветы, животные – все это находится в близком поле зрения ребенка и сразу же привлекает его внимание. Но как же быть с изучением неживой природы?
Задача педагога – заинтересовать детей этим направлением, зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти связь между явлениями живой и неживой природы.
Для того, чтобы облегчить педагогам работу по организации наблюдения на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий призвана метеоплощадка, расположенная на территории детского сада № 4.
Изучение природных явлений происходит непосредственно на площадке с помощью представленного на ней оборудования. Дети учатся фиксировать свои наблюдения в дневнике погоды. Метеоплощадка помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы, — рассказывает Елена Лебедева.
Тему экологического развития дошкольников продолжили воспитатели Наталья Зырянова и Татьяна Доровская в своей проектной деятельности «Семья в мире экологии». Педагоги рассказали об основных методах и средствах воспитания в детях бережного отношения к природе.
К краеведению – творческий подход
Доступность, наглядность, интерактив и возможность всегда вернуться к уже просмотренному материалу – такие аргументы представила воспитатель Анна Бобкова, говоря о преимуществах проведения виртуальных экскурсий для дошкольников. В качестве примера педагог продемонстрировала видеоролик о поселке имени Красина, рассказывающий о его истории и главных достопримечательностях.
Наглядно познакомить с культурой Донского края и сделать ее изучение еще интереснее помогут практические мастер-классы. Воспитатель Ирина Панюшкина предложила коллегам выполнить солевую роспись предметов быта в рамках творческого занятия ««Семикаракорская роспись», а музыкальные руководители Анна Сукиасяни Юлия Сашенкова провели для гостей динамическую паузу.
Музыкальным подарком для гостей семинара стало выступление воспитанников детского сада с хореографическим номером — участником Арт-фестиваля «Таланты+ Шахты» в номинации «Народно-стилизованный танец».
Марина Повечерова, заведующая детским садом №4 «Город детства»:
— В семинаре «Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания, развития детей дошкольного возраста и формирования представлений о родном крае» принимали участие педагоги всех детских садов города, которые углубленно работают в этом направлении. Когда наш садик только открылся, мы сразу решили, что будем вести активную краеведческую работу. Здесь рядом находится мемориальный комплекс «Жертвам фашизма», а у самого садика – большая территория, позволяющая заниматься экологическим воспитанием.
Мы очень тесно работаем в краеведческом направлении с клубом им.Красина, библиотекой, школой №27. Они предоставляют нам много информации, в частности, для виртуальной экскурсии.
Нашим воспитателям очень интересна тема краеведения, истории нашего города, поселка. Поэтому мы хотим и дальше развиваться в этом направлении и прививать интерес к краеведению нашим юным воспитанникам. Важно воспитывать молодое поколение в соответствии с традициями, заложенными не только в семье, но и детском саду. Мы принимаем детей от полутора лет, и уже с этого времени мы их учим, прививаем основные ценности. Ведь от того, как мы воспитаем наших детей, зависит будущее нашей страны.