При этом, межэтнические конфликты для нас – очень большая редкость. Но начинается воспитание взаимоуважения со школьной скамьи. Как вырастить человека, способного воспринять чужую культуру, мы беседуем с учителем шахтинской гимназии №10, участником первого Форума классных руководителей Алексеем Удотом.

– Алексей Алексеевич, за последнее десятилетие в нашем регионе не было зафиксировано межэтнических или межнациональных конфликтов. Вы роль преподавателей в этом чувствуете?

– Я бы сказал, что это совокупность фактов. Во-первых, хорошую профилактическую работу ведет федеральное и, что немаловажно, областное правительство. При его поддержке проходят национальные фестивали, форумы, круглые столы, масса других мероприятий. Во-вторых, в стране даже при самых неблагоприятных внешних факторах сохраняется стабильная экономическая ситуация. То есть, «раскачивать лодку» стало гораздо сложнее. И, конечно же, большая ответственность ложится на нас, учителей, потому что мы вкладываем в головы разумное, доброе, вечное.

– Но, с другой стороны, дети общаются не только с преподавателями. Есть дворовые друзья, которые не всегда придерживаются правильных взглядов, есть интернет, где, к сожалению, зачастую размещается агрессивная информация. Что может этому противопоставить учитель?

– Для начала – терпеливо объяснять. Держать руку на пульсе настроения класса. Внимательно следить за тем, как школьники друг с другом общаются. И пресекать любые попытки оскорблять по национальному или конфессиональному признаку. Никакой интернет не заменит живого человеческого общения. Если учитель может вызвать доверие и уважение, его авторитет становится гораздо выше интернета.

 

– С чего надо начинать воспитание межнациональной терпимости?

– Со сказок. Есть хорошая книга, в интернете ее легко можно найти – «Сказки народов СССР». Рекомендую читать не только детям, но и взрослым, особенно педагогам. Если смотреть на такой сборник с точки зрения исследователя, становится понятно, что это – самая лучшая профилактика. Разные сюжеты, разные национальные герои, а учат сказки одному – быть порядочным. Через сказки можно прививать интерес к другим пластам культуры – изобразительному искусству, песням, танцам. Еще лучше, если дети сами захотят попробовать себя в народном творчестве. Поставить несколько спектаклей в школьном театре – не самая сложная задача, зато эффект от нее максимальный. Отдельно можно устраивать небольшие соревнования. Можно спортивные. А можно и кулинарные. Например, кто больше всех слепит чучваров за пять минут.

– Простите, чего слепит?

– Чучвары – это узбекские пельмени. Кстати, и викторины можно проводить. Например, кто больше назовет видов пельменей в зависимости от того, где их лепят. Манты, буузы, бараки – заодно и словарный запас расширится, что тоже неплохо.

– И напоследок. Психологи очень рекомендуют учить национальные песни. А если слуха нет?

– А слух здесь и не важен. Если дети видят, что учитель в ноты не попадает, зато поет от души, сами подхватят. Да еще потом и приятелей научат. Задача преподавателя – заинтересовать, а дальше уже школьники начинают распространять такие знания.