Посуду из тыквы на Дону делали испокон веков. Применяли кубышки для хранения воды, вина, растительного масла, молока. Летом на сенокос в кубышках брали воду или квас, и содержимое оставалось холодным и свежим. Хранили в них также соль, муку, перец. А художнику Владимиру Клименко удалось превратить такую посуду в произведение искусства. Её высоко оценили гости традиционного областного фестиваля казачьей культуры «Степь ковыльная».

На центральной площади Керчикского сельского поселения выставили работы около четырехсот народных умельцев. Среди множества поделок была, к примеру, посуда, но не из керамики, пластмассы или стекла, а из… тыквы.
Африка с жирафами и лунная ночь
На уроке рисования в школе дали свободную тему. Мальчики рисовали танки и сражения, девочки – домики. Володя нарисовал Африку с жирафами и лунную ночь. Учитель внимательно посмотрел на ученика и спросил: «Родители помогали или ты сам рисовал?»
– Сам, – ответил мальчик.
Володину работу показали классу. Ребята смотрели на рисунок с восхищением и некоторым недоверием, потом с уважением спрашивали: «Неужели сам нарисовал»?

Это было первое признание таланта Владимира Клименко – мальчика из шахтерской семьи. Его папа родом из села Россошинского, что на юге области, ушел из родного дома не по желанию, а от голода в послевоенный 1947 год, устроился в 17 лет на шахту «Южная», да так и проработал там до пенсии. Мама занималась домом, воспитанием Володи и его двух братьев.

В 1960-е годы Володя учился в средней школе № 12, не пропускал ни одного занятия в кружке рисования, который вел учитель Марат Николаевич Ватутин. Занятия не ограничивались рисованием в классе. Во время поездок с педагогом на природу, в хутор Мишкин, ребята впитывали красоту Донского края, делали зарисовки.

Талант пригодился и в армии – Владимир Клименко оформлял наглядную агитацию. После службы по подсказке знакомых устроился в отдел эстетики завода «Гидропривод», оформлял стенды социалистического соревнования, писал лозунги. Ребята там работали творческие, увлекались резьбой по дереву, чеканкой. Володя присматривался, учился. Там воплотил в жизнь свою «африканскую» мечту, свое детское увлечение заманчивым континентом – сделал африканскую маску. И не одну… Кстати, шахтинцы потом с удовольствием покупали их у начинающего художника.


Тогда же он преподнес подарок маме – дубовую разделочную доску с тончайшим орнаментом. Мамы уже нет, а доска напоминает о ее умелых, заботливых руках, о том, с какой радостью и гордостью она приняла этот драгоценный подарок от сына.

Ведущий дискотек
Увлечение Владимира музыкой также нашло конкретное воплощение. В 1979 году он начал вести дискотеки в кафе «Росинка». В Риге купил аппаратуру, сам сделал зеркальный шар. Владимир искал и находил (в то время это было непросто) записи популярных групп и певцов. На дискотеки Владимира Клименко молодежь съезжалась со всех концов города. Он проводил танцевальные вечера и в клубе поселка шахты «Нежданная», в Доме молодежи на Парковой. В 1983 году стал лауреатом городского смотра-конкурса ведущих дискотек.
Но в 1990-х публика изменилась, молодежь путала свободу со вседозволенностью, на вечера юноши и девушки часто приходили пьяными. Их выходки были отвратительны Владимиру, который за всю свою жизнь не выпил ни грамма спиртного и не выкурил ни одной сигареты. После 14 лет работы он закрыл дискотеку.

Начались челночные поездки за границу. Для Владимира они были не только способом заработать на жизнь, но и дали возможность познакомиться с культурой разных народов. Он был очарован природой и архитектурой Болгарии, Румынии, Чехии, Венгрии, Голландии. В Польше в общей сложности прожил полтора года, освоил разговорный польский. Потом пришло острое желание писать. Купил блокнот и стал делать зарисовки.
Незабудки были как живые

В Шахтах общался с членами Союза художников, признанными мэтрами — Георгием Лизуновым, Сергеем Ереминым, Алексеем Шейкиным. Вместе ездили на пленэр. Итогом поездки в Тарусу Калужской области, в природно-архитектурный заповедник, стала серия картин, запечатлевших облик провинциального города. Полотна, появившиеся после поездок в станицу Раздорскую, впечатляют красотой донской природы.

Первая выставка живописных полотен Владимира Клименко состоялась в 1997 году в Шахтинском краеведческом музее. Вместе с радостью первого публичного показа своих произведений Владимир испытал и чувство унижения: одна из его картин приглянулась работавшей тогда в городе семье американцев. Незабудки на том полотне были как живые. Американцы захотели купить картину, но торговались до тех пор, пока Владимир не назначил свободную цену. Иностранец обрадовался и заплатил… рекламным буклетиком. Да, правду говорят: «Чтобы нарисовать картину, ты должен быть талантливым художником, а чтобы продать ее – гениальным».

Открытие последней выставки Владимира Клименко, состоявшейся в прошлом году, было многолюдным. Вернисаж был приурочен к его семидесятилетию. Сейчас Владимир Клименко — признанный художник, он удостоен многих наград, из которых наиболее ценными для мастера являются диплом, полученный в Ростове, «За активное участие в культурной жизни Юга России» и Благодарственное письмо от администрации Пухляковской картинной галереи.
Новое творение созрело на огороде

За годы работы художника выросло число почитателей таланта Владимира Петровича. На выставку приехали ценители искусства из Шахт, Ростова, Новочеркасска, Красного Сулина и даже из Москвы и Архангельска. Из Голландии прислали видеопоздравление. Экспозиция располагалась в краеведческом музее поселка Каменоломни, где сейчас живет художник. Была на выставке и Таруса, и пейзажи донской природы. В простых сюжетах открывались глубинные смыслы.

Посетители подолгу задерживались у портретов, глаза изображенных на них людей поражали особой выразительностью.

Выставленные в витринах инсталляции говорили о разнообразии интересов Владимира Клименко: коллекция виниловых пластинок в ярких конвертах, резьба по дереву и набор статуэток из разных стран.
Тогда на выставке не было нового творения Владимира Петровича. Оно еще зрело. Зрело в буквальном смысле… на огороде. А появилось только в этом году на фестивале «Степь ковыльная». Вазы для икебаны из тыквы — соединение природной красоты формы и человеческой фантазии.

Путешествуя по Греции, Владимир Петрович увидел возле одного из домов необычные тыквы, которые вились вдоль забора. Он познакомился с хозяином — Константиносом — и жестами попросил у него семян. Это была так называемая посудная тыква. Летом вазы из тыквы оценили участники фестиваля «Степь ковыльная».
Чем еще удивит талантливый человек, с которым нам посчастливилось жить рядом?
Татьяна Резниченко