Все начинается с урока, а любое движение вперед – со школьной скамьи. На великие свершения могут вдохновиться сегодняшние школьники под влиянием своих педагогов.
Редакция газеты «Шахтинские известия» начинает новый проект «Открытый урок». Мы благодарим за подготовку материалов Наталью Стаценко, главного специалиста сектора кадровой и мобилизационной работы департамента образования г. Шахты. Проект будет продолжаться в течение года.
Президент России Владимир Путин в 2018 году поставил перед системой образования России амбициозную задачу – обеспечить к 2024 году глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Основополагающим ресурсом достижения этой цели является квалификация педагогических кадров. Лозунг «Образование через всю жизнь» для педагогов имеет особую значимость: чтобы успешно обучать, педагог должен иметь высокий уровень базового образования и постоянно повышать свою квалификацию, проходить профессиональную переподготовку.
Форум историков
28 января делегация учителей истории школ города приняла участие в региональном научно-практическом форуме учителей истории и обществознания, проведенном Институтом истории и международных отношений ЮФУ совместно с региональным отделением Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания и ростовским отделением Российского исторического общества.
Участники форума обсудили современные образовательные тренды и преподавание курса истории и обществознания, вопросы изучения региональной истории в системе школьного исторического образования, музейную педагогику и ее инструменты и методы популяризации истории в школе, инклюзивное образование и вопросы итоговой аттестации по истории и обществознанию.
Вариантов повышения квалификации существует немало. Особое место в этом разнообразии занимают открытые уроки и семинары. Несмотря на то, что это достаточно «древняя» форма обмена опытом (в городском архиве есть документы, отражающие такую работу в нашем городе еще в самом начале формирования городской системы образования), но эффективность и польза для педагогов немалая.
В январе-марте 2019 учителями города было проведено 16 открытых уроков, мастер-классов, пять семинаров.

На уроке у Е.Ф. Ермаченкоыой, школа №40. Ученики узнавали особенности функционирования человеческого организма.
Семинар биологов
23 января учителя биологии собрались на семинар в школе № 40 чтобы на практике увидеть, как в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов коллеги применяют инновационные педагогические технологии. Учитель Екатерина Ермаченкова провела открытый урок по теме: «Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит». Используя проблемную и информационно-коммуникативную технологии, учитель организовала деятельность школьников, способствовала формированию высокого уровня познавательной мотивации. В рамках семинара учитель биологии школы №22 Анна Никитцева познакомила коллег с опытом работы в рамках долгосрочной игры «Экологическая почта». Методическое сообщество учителей биологии и химии в нашем городе – это профессионалы своего дела, сохраняя традиции взаимопомощи и поддержки, они щедро делятся опытом, проверенными приемами обучения и воспитания, и в этом большая заслуга руководителя – учителя биологии лицея №11 Татьяны Мащенко.
Музыка – душа моя
Эти замечательные слова российского композитора Михаила Глинки могут служить эпиграфом для заседания методического сообщества учителей музыки школ города, которое состоялось 6 февраля в школе №8. Семинар открыла учитель лицея №11 Надежда Шевцова, работая с группой детей школы №8, она продемонстрировала коллегам приемы, используемые для музыкально-
эстетического воспитания учащихся средствами вокально-хорового исполнительства. Ирина Марченко, учитель школы №35, познакомила учителей с собственным творчеством, а ее ученики покорили всех исполнением песни о героях Афганистана. Увлеченность Ирины Викторовны дает результаты: в школе №35 15 учеников приобщились к игре на гитаре, а некоторые пишут электронную музыку. Учитель школы №5 Дмитрий Санков выступил с самопрезентацией опыта работы «Информационно-коммуникативные технологии как ресурс развития современного урока музыки». Педагоги обсудили новую модель аттестации. Стоит отметить, что в методическом сообществе учителей музыки царит атмосфера доброжелательности и творчества, в том числе благодаря руководителю – учителю музыки школы №8 Валентине Колодкиной.

Урок Ю.В. Арсентьевой, гимназия им. А.С. Пушкина. Мир великого поэта.
Мастер-класс мастера
20 февраля проведен седьмой семинар в рамках муниципального проекта «Мастер-класс мастера». Молодые педагоги были приглашены в гимназию имени А.С. Пушкина на семинар «Формирование поликультурной личности в современном образовательном процессе». Десять уроков учителей гимназии и выступление театральной студии погрузили молодых учителей в мир А.С. Пушкина. На уроках русского языка (Татьяна Барышева) и литературы (Юлия Арсентьева), информационных технологий (Ольга Наталенко) и географии (Светлана Гнучева), математики (Наталья Коробова) и английского языка (Вера Агафонова, Наталья Шатохина, Наталья Кирсанова), физики (Игорь Неволин) и истории (Светлана Панкова) была организована познавательная деятельность школьников, которые анализировали тексты, создавали проекты и говорящие доски, разрабатывали дизайн и литературное содержание журнала, дискутировали, читали стихи, учились коммуникации и взаимодействию. Проведенный семинар – это, перефразируя строки великого поэта, «энциклопедия творчества и вдохновения» педагогов гимназии.
Говорим и по-английски
1 и 5 марта в гимназии им. А.С. Пушкина повышали квалификацию учителя английского языка. Здесь состоялось заседание методического сообщества и семинар корпорации «Российский учебник». Заседание методического сообщества было посвящено теме контроля знаний в соответствии с требованиями ФГОС. Свой опыт работы представили учителя Лариса Баришполец (школа №38), Марина Приходько (школа №27), Оксана Ледовская (школа №25). 5 марта 40 учителей иностранного языка города приняли участие в методическом семинаре корпорации Российский учебник «Результативная доминанта как основа современного учебника по иностранному языку».
Проектная деятельность
В современном обществе – это веяние времени, а в системе образования это одно из требований ФГОС. Предполагается, что в скором будущем выпускники основной школы будут защищать на экзамене свои проекты. Этому необходимо учить. О том, как эффективно выстроить систему обучения проектной деятельности, заместителей директоров школ города познакомили на семинарах в школах №38 и №21. «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС» – под таким названием прошел 28 февраля семинар в школе №38. Гости получили возможность познакомиться с системой работы педагогического коллектива, увидеть, каковы особенности в организации проектной и исследовательской деятельности на уроках в начальной школе, русского языка и литературы, истории и обществознания, информатики и биологии, увидели, как используют метод проектов в воспитательной работе школы. В завершение семинара свои проекты представили школьники.
Тема проектной деятельности получила развитие на семинаре в школе №21 14 марта. Коллектив представил одну из форм работы «День науки» как форму организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО». Участники семинара получили возможность увидеть практическое воплощение идеи проектной деятельности в общеобразовательной организации. Видеоролик «Дорогами открытий к наукам завтрашнего дня», проекты в экологическом воспитании и лингвострановедческом образовательном пространстве, методы подготовки к выполнению проектов, работа шести секций, на которых ученики рассказали о результатах своей работы … Коротко: было интересно! В завершение семинара – выступление волонтерского отряда школы «Эверест» – подтверждение известной истины: миром управляет доброта.
40 учителей иностранного языка города приняли участие в методическом семинаре корпорации Российский учебник «Результативная доминанта как основа современного учебника по иностранному языку».
Опыт, вовлеченность, развитие
Семинары и открытые уроки позволяют и молодым, и опытным учителям познакомиться с опытом коллег, побуждают к анализу собственной деятельности, показывают, как и на каких этапах урока можно применять современные образовательные технологии.
Относительные, абсолютные, смешанные ссылки
Серия открытых уроков началась в школе №5. Здесь 24 января Юлия Алейникова, учитель информатики, заместитель директора по воспитательной работе, провела открытый урок информатики в девятом классе на тему «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки». Учитель не только формировал у учащихся предметные компетенции, но и наполнил урок интересным воспитательным и познавательным содержанием. В ходе обсуждения урока гости, учителя информатики и математики из 14 образовательных организаций отметили использование современных технологий в построении урока, практическую важность полученных знаний, в том числе для подготовки к экзамену по информатике.

Урок английского языка в лицее №3 ведет Ю.С. Булатова. Знакомство с творчеством В. Шекспира.
Незабвенный Вильям Шекспир
8 февраля Юлия Булатова, учитель английского языка, провела открытый урок для молодых учителей города. Ученики были вовлечены в разнообразную деятельность: аудирование аутентичного текста о Вильяме Шекспире, общение по проблеме урока в парах и малых группах, выполнение заданий в текстовой форме. Эффективному усвоению материала способствовали выбранные учителем методы и приемы: драматизация, ИКТ и мобильные технологии. С ролью английского драматурга справился ученик 11 класса, и это мотивировало девятиклассников на более глубокое изучение его творчества. Ю.С. Булатова широко использует интернет-ресурсы Британского совета, что позволяет достигать высокого качества обучения по предмету.
«Зернышко», «Дончата», «Колосок» и «Сдоба»
14 февраля Ольга Тарасюк, учитель начальных классов школы №7, провела необычный урок математики в четвертом классе по теме: «Умножение многозначных чисел на 10, 100, 1000». Весь класс был разбит на группы, которые представляли различные фирмы: «Зернышко», «Дончата», «Колосок», «Сдоба». На уроке ребята выполняли различные задания: решали примеры и задачи, отвечали на вопросы тестов. Учитель использовал групповую и индивидуальную формы работы. Были проведены конкурсы «Лучший сотрудник фирмы» и «Аукцион знаний», в которых ребята продемонстрировали хорошие знания по математике и показали их практическую направленность.
Мягкий знак на конце существительных
15 февраля гостей принимали учителя лицея №26. Александра Петровичева представила урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных». На протяжении всего урока дети активно и с интересом работали, проводили исследования, доказывали, самостоятельно определяли тему урока, которая «прошла» через все этапы урока, носившего практический характер. В конце урока обучающиеся подвели итог и продемонстрировали хорошие знания по предмету.
Задачи на сближение и удаление
На уроке математики Ирины Швакель в четвертом классе по теме «Решение задач на движение» на протяжении всего урока ребята были открывателями новой темы. В процессе решения задач, на основе наблюдений, сравнений дети смогли самостоятельно вывести формулы нахождения скорости, времени, расстояния. Им были предложены задачи на сближение и задачи на удаление, то есть движение навстречу друг другу и в разные стороны. Ребята прекрасно справились с заданиями, вывели формулы и доказали, почему именно они подходят к данной задаче.
Жизненные приоритеты
Учителя истории, присутствовавшие на уроке обществознания в 10 классе у Марины Цырульниковой, познакомились с системой подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию, увидели эффективные приемы формирования комплекса умений, так необходимых школьникам не только для того, чтобы успешно сдать экзамен и поступить в вуз, но и для того, чтобы понимать социальную действительность, правильно определять жизненные приоритеты.
Война и мир
26 и 27 февраля четыре открытых урока провели учителя школы №27. Вера Карнаухова на уроке литературы в 10 классе предложила школьникам задуматься об особенностях изображения войны Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Рассуждая о мотивах поступков, чувствах, переживаемых героями романа, о смысле жизни, ученики отмечали патриотизм и нравственную победу русского народа над французской армией, чувство гордости за Россию, ее историю, наш народ.
Кроссворды, стихотворения
На уроке русского языка Татьяна Гезей «погрузила» учеников шестого класса в мир деепричастий. Они работали в парах, решали кроссворды, анализировали стихотворения, создавали новые слова, провели самопроверку. Особо стоит отметить, что это были уроки воспитывающие, в том числе на примере истории Донского края и нашего города.
Слова-синонимы
Лариса Лепская провела урок русского языка во втором классе по теме: «Слова – синонимы». Учительница умело подвела детей к открытию новой темы, помогла им увидеть разницу в словах прилагательных и словах-синонимах. При анализе предложений дети смогли увидеть различные смысловые оттенки при использовании синонимов. Обучающиеся показали хорошие знания по теме, они умеют пользоваться справочниками и дополнительной литературой.
Лесная капель
На уроке литературного чтения в первом классе по теме: «Лесная капель. М. Пришвин» Татьяна Пятицкая с первых минут урока создала прекрасное настроение у ребят, используя разные приемы приветствия друг друга, погружение в сказочную атмосферу леса, прослушивание птичьих голосов, встречу с предполагаемыми героями. На уроке использовались разные виды работ: чтение текстов, постановка сценки, работа со словарем; применялись пословицы, загадки, региональный компонент. Урок прошел живо, интересно, увлекательно, на эмоциональном подъеме.
Действие жидкости и газа
Учителя физики 21 февраля побывали в седьмом классе на уроке Ирины Торгуновой, учителя физики школы №20. Урок изучения нового материала по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» полностью соответствовал требованиям к современному уроку. Ученики формулировали цели и задачи урока, участвовали в поиске новой информации и представляли ее одноклассникам. Использование исследовательских и информационно-коммуникационных технологий позволило сделать урок насыщенным деятельностью, дало возможность проверить степень усвоения нового материала.

Занятие ведет А.Н. Петровичева, лицей №26. Тема – «Правописание мягкого знака на конце существительных».
Имена прилагательные
15 марта в школе №22 Елена Мартыненко провела обобщающий урок русского языка в третьем классе по теме: «Имена прилагательные». Школьники на протяжении всего урока с огромным интересом работали с предложенным материалом. За урок было выполнено большое количество заданий: дети работали с текстами, с сочетаниями слов, подбирали синонимы и антонимы. Ученики были активны, хорошо работали в группах, показывая навыки взаимодействия и взаимопомощи. Учитель Виктория Примак провела урок русского языка «Неопределенная форма глагола». Это был урок-исследование, дети стремились найти ответ на вопрос: почему у глагола есть неопределенная форма? На уроке дети учились работать в парах, действовать по алгоритму.
На уроках использовались кроссворды, пословицы, загадки, аудирование, тексты, конкурсы знаний.