Знаковыми для многих россиян в конца лета стали три церковных праздника, ознаменовывающие начало Успенского поста. Название праздника отражено в национальной топонимике, наименованиях полков и фамилиях.
Медовый спас – самый первый из трех Спасов. Отмечается 14 августа. В первый день поста совершается празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вспоминается Происхождение (изнесение) Древ Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник был введен в церковный обиход в 1164 году византийским императором Мануилом и Владимирским князем святым Андреем Боголюбским, после удачных военных походов соответственно против сарацин и поволжских булгар. В Константинополе летом часто случались моровые поветрия (эпидемии), и в это время духовенство выносило (износило) частицу Креста Господня крестным ходом вокруг города, после чего мор прекращался. Считается, что именно к этому числу мед в ульях созревает до полной готовности и его можно собирать. Люди верили, что мед тогда станет по-настоящему целебным и вылечит от многих болезней, когда его осветят.
Второй спас – Яблочный, народное название праздника Господня на горе Фавор. явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех Лиц Святой Троицы. Явившиеся про-роки – Боговидец Моисей, хранитель Закона и ревнитель Божественной Истины Илия – свидетельствовали, что Христос есть истинный Мессия, пришедший спасти мир добровольной искупительной Жертвой .В этот день издавна приносят в храм для освящения не только яблоки, но и другие плоды – фрукты, ягоды и даже овощи. Существует русская традиция не вкушать винограда и яблок до этого дня.
Третий спас – Ореховый или Хлебный, такое название дали дню в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа, он всегда приходится на 29 августа, после окончания Успенского поста. В этот день было принято освящать орехи и зерно для выпечки хлеба.
Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии:
— Успенский пост является наследием древнего христианства. Ясные указания на него содержатся в беседе святителя Льва Великого Римского, произнесенной им около 450 года. Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года. Этот пост является строгим, послабление на рыбу благословляется только в праздник Преображения Господня, на вино и елей – в субботние и воскресные дни.