Николаевская железная дорогатретья по счету в Российской империи. Она была построена в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой.

Железные дороги для каждой страны всегда играют особую роль. Они позволяют связывать города, перевозить большое количество людей и грузов.

Мой прадед Иван Максимович Высоцкий был одним из тех, кто участвовал в перевозках пассажиров и грузов в военное и мирное время. Он с Красной Армией прошел большой и тяжелый путь по дорогам войны. Немало суровых испытаний выпало на его долю. Военные железнодорожники помогали Красной Армии доставлять своевременно все необходимое в нуждающиеся точки. Во время работы в колонне Иван Максимович смог вложить значимый вклад в работу железнодорожных путей. 1 августа 1946 года по приказу Министерства путей сообщения мой прадед демобилизовался и стал пользоваться всеми правами военнослужащего.

Он был отмечен многими наградами. Но до нашего времени в архиве семьи остались только некоторые из них: значок «Ударник Сталинского призыва», благодарность за быстрый оборот паровоза, почетная грамота за Стахановское обеспечение двух поездов и благодарность за проведение тяжелого поезда. Отправляя телеграммы, оставшиеся дома сын и жена надеялись, что Иван Максимович поскорее вернется домой.

По его стопам пошел Александр Иванович Высоцкий, его сын и мой дедушка. Мой дед выдержал установленные МПС теоретические испытания и стал помощником машиниста паровоза уже в 1961 году. После этого в 1962 году он, обучившись в Ростовской технической школе машинистов локомотивов, стал помощником машиниста тепловоза. В 1964 году Александр Высоцкий получил профессию помощника машиниста дизельного поезда. В 1965 году поступил в техникум железнодорожного транспорта имени Орджоникидзе на специальность «Тепловозное хозяйство». После успешного окончания дедушка стал машинистом электровоза.

За многолетнюю и безупречную работу дедушка по приказу Министерства путей сообщения СССР был награжден удостоверением и значком «Почетному железнодорожнику». Все это время он работал в локомотивном депо Каменоломни Северо-Кавказской железной дороги. А в 1996 году  получил удостоверение «Ветеран труда».

Сейчас, проходя мимо железнодорожных путей, я думаю о подвигах своего прадеда и о преданности своей работе дедушки. Вспоминаю, что дед часто рассказывал нам о поездах, о принципах его механизмов и забавные истории с работы. Моему брату на день рождения он подарил игрушечный поезд, который до сих пор красуется на полке с его наградами.

Когда мы были совсем малышами, дед брал нас с собой в депо. Как сейчас помню запах тепловозного масла, огромные поезда, которые смотрели на нас своими большими«глазами». Электровозы казались нам такими огромными, что мы невольно побаивались их.

Дедушка и его коллеги встречались даже на пенсии. Они обсуждали работу ж/д путей, вспоминали теплые моменты любимой работы. Время идет, а железная дорога остается такой же. Поезда, рельсы, люди меняются, но они все равно выполняют одну и ту же работутранспортируют людей и грузы.

Жанна Оганджанян, юнкор ГДДТ г.Шахты. Фото из семейного архива