Справедливая, умная, доброжелательная, с прекрасным чувством юмора, она любезно согласилась дать нам интервью о своей жизни в профессии, о том, каково быть не только учителем, но и наставником.
— Татьяна Павловна, начнем с главного вопроса: почему Вы выбрали профессию педагога?
— То, что я хочу быть учителем, поняла еще в первом классе. Моя первая учительница Вера Александровна Морозова, молоденькая, добрая, чуткая, внимательная, неповторимая, влюбила меня в себя. И я решила, что хочу быть похожей на нее, что обязательно стану учителем.
— Продолжите, пожалуйста, предложение «Учитель — это…»
— Это человек, которому ребенок всецело доверяет. Учитель — это друг, наставник, который где-то пожурит, а где-то пожалеет.
— Кого Вы считаете своим главным учителем?
— Мои главные учителя — это мои родители. Мама — Попова Мария Владимировна и папа — Попов Павел Васильевич, человек кристальной честности, великий труженик, прошедший всю войну и встретивший победу в Польше. С большой теплотой вспоминаю мою учительницу математики Фаину Яковлевну и директора школы № 5 Ирину Разумову, которые оставили неизгладимый след в моей жизни.
— В чем состоит главная задача педагога? Какими чертами характера он должен обладать?
— Труд учителя тяжелый и ответственный, потому что учитель в ответе за молодое поколение. Каким оно будет, таково и будущее страны. Педагог должен быть честным, справедливым, внимательным, добрым, но, прежде всего, он должен любить детей. Без любви к детям работать в школе нельзя.
— А в какой школе Вы учились? Помните ли Ваших учителей?
— В первый класс я пошла в школу № 7 города Шахты. Со 2 по 8 класс училась в только что построенной в 1962 году школе № 42. А 9 и 10 классы пришлось учиться в школе № 5, так как школа № 42 была «восьмилеткой». Я помню всех своих учителей, особенно Валентину Павловну Коротченко, которая была моим классным руководителем в школе № 42, Лидию Николаевну Бочарову, учителя географии, добрейшей души человека, и учителя истории Эльвиру Лазаревну Кошель, «учителя-энциклопедию».
— Вы 42 года проработали в школе. А помните ли Вы тот день, когда впервые переступили школьный порог в качестве учителя? Какие эмоции тогда испытали?
— 1 сентября 1981 года состоялся мой первый урок в средней школе № 42 города Шахты в четвертом классе. Я ужасно волновалась, дрожь была во всем теле. Но, когда я увидела добрые улыбки на детских лицах, почувствовала, что уже их люблю. 45 минут пролетели незаметно. Я поняла, что быть учителем — мое призвание.
— Говорят, что каждый преподаватель считает свой предмет лучшим. За что Вы полюбили предмет, который преподаете?
— Еще в XVIII веке немецкий математик Карл Гаусс назвал математику «царицей наук». И я с ним полностью согласна. Хочу вспомнить слова моего наставника, учителя математики школы № 42 Раисы Марченко, которые как нельзя лучше отражают значение математики в жизни человека: «Если напишешь «самАлет», он все равно полетит. А если ошибешься в расчетах, то он даже не взлетит».
— Труд педагога – это огромный объем работы, большая ответственность, колоссальное напряжение. Как Вы отдыхаете?
— Для меня отдых – это хорошая интересная книга.
— Маленький человек, выходя из стен школы, должен становиться не только взрослым, но и значимым для страны. Какими учениками Вы гордитесь?
— Среди моих выпускников много тех, кто пошел по моим стопам, став учителем, даже есть математики. Из последних выпусков есть микробиолог и инженер в области нефти и газа. Многие получили рабочие специальности, что очень важно в современном мире. Горжусь каждым своим выпускником. Неважно, стал ли он врачом или инженером, юристом или фермером. Важно, что мои дети выросли трудолюбивыми, честными, хорошими людьми.
— Назовите качества, которые Вы больше цените в учениках, и качества учителя, которые, по Вашему мнению, ценят ученики?
— В учениках ценю порядочность, честность, трудолюбие. А дети, на мой взгляд, ценят справедливость и честность.
— Результат работы педагога виден лишь спустя годы. Поддерживаете ли Вы отношения со своими бывшими учениками? Кто из Ваших учеников Вам запомнился? Почему?
— Не знаю, к сожалению, или, к счастью, но мне чаще всего запоминаются выпускники, которые часто доставляли неприятности своим поведением, учебой. Сколько сил, времени потрачено, прежде всего, на их воспитание. Однако труд наш даром не пропал. Сейчас это взрослые люди, которые трудятся, имеют семьи, у них прекрасные дети. Горжусь всеми выпускниками, знаю много об их жизни. Мы часто общаемся. Они мне постоянно звонят, интересуются моим здоровьем, поздравляют со всеми праздниками.
— Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства? Какой педагогический прием Вас никогда не подводил?
— Конечно, как и у каждого учителя. Это умелое сочетание требовательности и доброты.
— Где и в чем Вы черпаете вдохновение и силы?
— В семье. После тяжелого рабочего дня, общаясь с родными, я набираюсь сил и энергии.
— Учитель – это профессия, должность или призвание?
— Конечно же, учитель — это призвание. Результаты нашей работы не всегда можно увидеть сразу, иногда они проявляются спустя годы, когда ребенок уже давно покинул школу. Лучшая награда для меня — знать, что мои ученики — достойные граждане нашей страны.
— Какова Ваша жизненная философия?
— Никогда не падать духом! Из любой, даже самой безнадежной ситуации есть выход.
— Если бы перед Вами снова встал выбор, поменяли бы Вы профессию учителя на другую?
— Ни за что! Люблю свою работу, люблю детей.
— Что значит для Вас наставничество? Какими качествами должен обладать наставник?
— Наставничество – это, прежде всего, желание делиться знаниями и опытом, быть высоким профессионалом в своем деле, пользоваться авторитетом у коллег и учеников, объективно оценивать себя и самому постоянно учиться.
— Какой совет Вы бы дали молодому учителю?
— Скажу словами Владимира Маяковского: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!»
К. Данилюк, И. Мирошниченко, ученики школы № 42