Учитель физики лицея №6 Сергей Иванович Семенко готов доказать обратное!

-Я из медицины резко повернул в математику. И если не на 180 градусов, то на 120 точно.

-Кем Вы хотели быть в детстве?

-В детстве я кем только ни хотел быть: и милиционером, и водителем, даже космонавтом. После школы я хотел поступить в медицинский, но не получилось. Затем понял, что от математики никуда не деться, поэтому поступил в мехмат Ростовского государственного института. Большая часть выпускников шли работать в школу, и это в какой-то мере предопределило мою судьбу. Самый интересный нюанс – меня предварительно распределили в шестой лицей, где я работаю сейчас. Но я оканчивал университет в 1984 году, а в нашу школу попал в 2010. Дело в том, что вначале я два года работал в конструкторском бюро при Новочеркасском политическом институте. Мы разрабатывали тренажёры для космонавтов.

-Почему Вы решили стать учителем?

-Я начал задумываться о том, что конструкторская работа мне не по душе, когда к нам пришла женщина, которая была учителем математики (скорее всего, не выдержала, и устроилась к нам). Я слушал её истории и вспоминал, как во время учёбы активно занимался педагогической практикой, работал пионервожатым в оздоровительном комплексе «ДОН», который находится недалеко от Орлёнка… Когда руководство узнало, что я перехожу в школу, меня отпустили даже раньше срока.

Сначала я преподавал математику и физику в  школе №49 в посёлке Аютинский. Но коллега, на чьё место я устроился, посоветовала: «Откажись от математики, бери лучше физику!». Я был против, но она настаивала: «Будет здорово! Ты мужчина: будет легко проводить опыты и ставить эксперименты!». Тут я вспомнил, что в старших классах мне пришлось серьёзно потрудиться, чтобы понимать этот предмет… Я поверил ей, и начал преподавать только физику.

-Как Вы относитесь к мнению, что учителями могут быть только женщины?

-Я считаю, что в школе обязательно должны быть мужчины, причём не только физруки и трудовики. Да и вообще по любому предмету учитель-мужчина может быть не менее успешным, чем учитель-женщина. То, что ученики к коллегам-женщинам относятся иначе – это однозначно. Ведь как ни крути, во всех отношениях человеческий фактор и гендерный признак деления имеют место быть. Но и я к ученикам отношусь по-другому, пытаюсь воспитать у них какие-то элементы твёрдости характера. Поэтому в школах мужчин нужно больше.

-Как получить пятёрку по Вашему предмету?

-Нужно быть внимательным и исполнительным учеником, только и всего.

-Кто он – идеальный ученик?

-Ребёнок, который знает, чего хочет, (по крайней мере, так он видит) и имеет своё мнение и взгляды на жизнь. Я не говорю, что идеальный ученик – это тот, кто превосходно знает физику и математику. Если я вижу, что у ребёнка есть цель, и он, может быть, совсем далеко не физик, то я не буду этому препятствовать: главное, чтобы он был старательным. Но при этом, я думаю, что у идеального ученика должно хорошо получаться во всех предметах. Например, я был отличником, и у меня была своя формула успеха: на изучение сложных для меня предметов я уделял больше времени, которое выигрывал за счёт тех, которые были проще. Допустим, в математике я хорошо разбирался – быстренько сделал её, а физике больше внимания уделил. Трудно было с биологией – пришлось нажать и на неё, ведь впереди маячил мединститут. Но, наверное, где-то я что-то не доработал…

-Чем Вы занимаетесь в свободное время? Есть ли оно вообще?

-Свободного времени очень мало из-за напряжённого графика работы, но я люблю читать. Хотя заниматься этим приходится мало, потому что очень устаю после работы, но если появляется возможность, то беру книгу не раздумывая. Хобби много –  мне нравится мастерить что-то своими руками, смотреть по телевизору футбол. Конечно, сейчас играть не получается, но студентом я это очень любил; потом мы проводили матчи с сыном. А когда я с коллегами-учителями ездил в трудовые лагеря, обязательно играл со старшеклассниками. Наши матчи были чуть ли не на спор: они собирали команду из самых лучших, но и мы не промах – чаще всего в лагеря ездили физруки. В общем, было с кем поиграть. Серьёзно спортом я не занимался, но был к нему неравнодушен, особенно к игровым видам. Раньше с мальчишками из 49 школы мы после уроков играли в теннис. Но сейчас, к сожалению, на это нет времени.

-Книга, которую, по Вашему мнению, должен прочитать каждый.

-Н.Н. Носов, «Незнайка на Луне». В ней автор во многом предсказал нашу сегодняшнюю жизнь.

-Что Вам нравится в профессии, а что раздражает?

-Я два раза пытался уйти из профессии – были другие варианты, но я ни разу не сумел.

В первый раз мне предложили стать заместителем главы администрации посёлка по социальным вопросам. Но так как я уходил из школы посреди года, а учителя физики в ней не оставалось, мне разрешили совмещать. Но когда я поработал в администрации где-то девять месяцев, мне не понравилось, и я снова вернулся в школу. Просто понял, что политика – это не моё.

Во второй раз я вынужденно ушёл – покинул кадетский корпус. Там работал заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Мы с директором друг друга обучали: я его – педагогической работе, он меня – военной. Так мы дружно проработали пять лет, но потом руководство сменилось, и мне пришлось найти другое место. Тогда я попытался перейти в страхование, причём опять же, далеко от педагогического образования не ушёл – я занимался проектом под названием «Образовательные программы», который включал в себя страхование жизни детей под будущее образование. За два с половиной года, которые я проработал в страховой компании, я познакомился с директорами практически всех наших школ, в том числе с Мельниковой Галиной Стефановной (бывший директор шестого лицея) и Пономарёвой Натальей Георгиевной (нынешний директор).

Но есть вещи, которые раздражают меня в профессии. Например, современное отношение к труду учителей. Нас действительно сделали вспомогательной структурой – мы не учим и развиваем, а оказываем услуги. Это, конечно, в корне неверно. Ещё мне не нравится заполнение огромного количества бумаг – это очень мешает работать!

-Что Вы можете посоветовать тому, кто хочет стать учителем?

-Прежде всего, нужно понимать, что будет очень тяжело, иметь терпение и желание. К сожалению, понимать то, что наш труд низко оплачивается — поэтому молодые учителя часто меняют профессию. Конечно, нужно иметь очень серьёзное отношение к своему предмету и самому себе, ведь ты – пример для ученика.

-Что бы Вы изменили, улучшили в школе, системе образования в целом?

-Прежде всего, я бы централизовал учебную литературу. Сейчас существует очень много совершенно разных учебников, а раньше на всю страну был один, максимум два. Однажды к нам в школу с Дальнего Востока перевёлся десятиклассник. Он отстал только на неделю – время, которое занял переезд, ведь по всей России уроки физики шли по одной программе. А сейчас бывает так, что если ребёнок переводится из другой школы, где учился по другому учебнику – его вообще нужно переучивать.

Ещё хотелось бы уменьшить контроль над нашей работой. Мне кажется, что сейчас слишком много проверяющих. Нам хватает директора, который может руководить нами и указывать на наши недостатки.

К ОГЭ и ЕГЭ я уже привык. Но если экзамен в девятом классе рассматривать как репетицию к Единому государственному, то я бы немножко снизил его статус, ведь перед его сдачей школьники слишком сильно волнуются. Что касается ЕГЭ, на мой взгляд, самый главный его плюс – это равные возможности при поступлении. Но очень раздражает давление на нас и детей. Иногда очень хочется поддержать разволновавшегося ребёнка, но я не могу.

Комментарий психолога

Светлана Кумова

Светлана Юрьевна Кумова, психолог высшей категории:

-Одна из проблем современной школы состоит в том, что учителя в основном женщины. А ведь подросткам необходимо мужское воспитание, потому что сейчас в семьях, в силу объективных и субъективных причин, оно в основном женское – современных детей воспитывают мамы и бабушки. Пап или нет реально, потому что они уходят из семьи, или нет номинально: они как бы есть, но или работают, или по другим причинам своими детьми не занимаются. Поэтому современное воспитание – преимущественно женское занятие, и это очень большой минус, особенно когда речь идёт о мальчиках. Потому что они, находясь под влиянием мам и бабушек, видят перед глазами только женское поведение, и, к сожалению, теряют очень многие черты мужественности. Поэтому нашим мальчикам нужен образец мужского поведения. Где они могут это видеть? В спортивных секциях. Но опять-таки, даже там тренеры – женщины. И не каждый хочет заниматься спортом! Поэтому такие примеры должны встречаться в школе. Чем больше адекватных, хороших, грамотных, сильных духом учителей-мужчин, тем лучше для детей, ведь это идеальные образцы мужского поведения: как мужчина ходит, говорит, отвечает на разные вопросы, ведёт себя в стрессовых ситуациях, рассуждает о семье. Ведь как бы то ни было, урок не сводится к одному уроку – всё равно учитель обсуждает со школьниками жизненные вопросы, особенно если он классный руководитель, это величайшее подспорье семье. Почему же мужчины не идут работать в школу? Это уже другой вопрос. Но у нас есть достойные преподаватели мужчины, и нашим лицеистам есть на кого равняться.

Беседовала Ксения Коваленко, юнкор ГДДТ