Учитель русского языка, литературы и английского языка лицея №6 Евгений Валерьевич Сторожок готов доказать обратное!

 —Учитель, как и ученик, должен над собой постоянно работать.

-Почему Вы решили стать учителем? Кем хотели быть в детстве?

-В детстве я хотел быть юристом, но тогда ещё не было ЕГЭ, а вместо него в вузах проводились вступительные экзамены. Для поступления мне не хватило двух баллов. Тогда я решил, что самым оптимальным вариантом для меня, учитывая мою склонность к гуманитарным наукам, будет изучение иностранных языков. В 2002 году это было очень модным и актуальным, поэтому я решил поступить на учителя английского языка. Когда окончил педагогический колледж, решил продолжить обучение в ЮФУ по специальности «Русский язык и литература». Уже во время педагогической практики понял, что работа в школе является моим призванием.

Как Вы относитесь к мнению, что учителями могут быть только женщины? Замечаете ли Вы, что ученики относятся к Вашим коллегам-женщинам иначе, чем к Вам? Сталкивались ли вы с гендерными стереотипами?

-Я никогда не слышал мнения, что учителя-женщины лучше учителей-мужчин, или что представители одного пола лучше другого. Принижать заслуги мужчин-педагогов не стоит: практически все педагогические труды и системы созданы ими. Среди них Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Иоганн Песталоцци, Ян Амос Коменский и другие замечательные люди. Но я думаю, что вообще не очень корректно сравнивать женщин и мужчин, так как гендерного различия здесь не может быть. Нужно определять учителя по его профессиональным качествам, а не по принадлежности к тому или иному полу.

-Как получить пятёрку по Вашему предмету?

-Для того, чтобы получить пятёрку по любым предметам, ученик должен всегда опираться на два фактора – теорию и практику. Прежде всего, необходимо освоить определённые правила, а затем научиться применять их. Если ребёнок пишет всё правильно, но объяснить написание не может, значит, у него есть проблемы, и они потом обязательно дадут о себе знать во время экзаменов. Поэтому, если у ученика теория с практикой сочетается, то он будет иметь отличные оценки по любым предметам.

-Кто он — идеальный ученик?

-Я думаю, что идеальный ученик – это тот, кто исполняет все требования, предъявляемые ему в школе. Но главное, чтобы он был думающим: мог давать неправильные ответы, а затем искать правильные. Ученик, который просто заучил правило и дал правильный ответ – отнюдь не идеальный ученик, потому что каждый должен к этому ответу прийти самостоятельно, постоянно находиться в поиске.

На самом деле, само понятие «идеальный» очень абстрактное. У любого человека есть плюсы и минусы, поэтому не бывает ни идеальных учеников, ни образцовых учителей.

-Чем Вы занимаетесь в свободное время? Есть ли оно вообще?

-Свободного времени, к сожалению, очень мало, потому что требуется много работать с документацией, проверять тетради, готовиться к урокам.  Но когда оно появляется, я посвящаю его спорту. Настольный теннис, баскетбол, футбол – мои любимые виды спорта. Конечно же, ещё одним моим хобби является чтение книг и просмотр фильмов, ведь я, как учитель русского языка и литературы, должен быть в курсе современных тенденций в литературе.

-Книга, которую по Вашему мнению, должен прочитать каждый.

Чтобы человек был воспитанным, интеллигентным, духовно-нравственным, он должен прочитать очень много книг. Главное, чтобы они были поучительными, давали нравственные уроки. Я бы порекомендовал «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. В ней повествуется о русском лётчике Алексее Маресьеве, который сумел своим собственным примером доказать, что в этом мире нет ничего невозможного.

Е.В.Сторожок

-Что Вам нравится в профессии, а что раздражает?

-Нравится, прежде всего, отклик детей: когда видишь, что ученики получают знания, радуются, у педагогического процесса есть логическое завершение. Самое приятное для любого учителя – это видеть высокие достижения его учеников и чувствовать свою сопричастность к ним. Нет таких вещей, которые меня  раздражают, но есть неприятные моменты. Например, безответственное отношение к учебе некоторых учеников: систематические опоздания, хамство учителям, невыполнение домашних заданий. Это вызывает вопросы: почему до них не получается достучаться, почему они не хотят учиться? Хотелось бы, чтобы такого не было, чтобы все старались по мере возможности. Тут вопрос не в том, что все должны быть отличниками. Но каждый должен хотя бы пытаться учиться, стремиться к знаниям.  Вызывает беспокойство ситуация, когда школьник не осознает важность учебы.

-Что Вы можете посоветовать тому, кто хочет стать учителем?

-Я посоветую запасаться терпением – это самое главное в профессии. Будет очень много моментов, когда будет возникать желание всё бросить. Поэтому важна сила воли. Учитель, как и ученик, должен над собой постоянно работать, никогда не останавливаться на достигнутом. Если человек решил стать учителем, то он должен развиваться каждый день.

-Что бы Вы изменили, улучшили в школе, системе образования в целом?

-Прежде всего, хотелось бы изменить отношение государства и некоторых родителей к учителю. Учитель должен быть человеком уважаемым, а у нас зачастую в любой ситуации прав ребенок. В последнее время наметилась нехорошая тенденция во всем винить учителя: подобрал неправильный подход к ребенку, не сумел заинтересовать изучением своего предмета и т.д. Уверен, что если к учителям начнут относиться с большим уважением, то образование станет лучше.

Много разговоров также о нецелесообразности ОГЭ и ЕГЭ. Откровенно говоря, в этой системе есть как плюсы, так и минусы, однако сейчас это данность, с которой мы работаем. Поэтому нужно усиленно готовиться к этим экзаменам. Если отменят ОГЭ и ЕГЭ и вернут внутренние экзамены, то нужно будет готовиться к ним. Тут бессмысленно обсуждать, нравятся они или нет. Хочу подчеркнуть, что, по моему мнению, в целом система работает хорошо.

-Существуют ли интересные образовательные ресурсы, которые помогут узнать больше о Вашем предмете?

-Конечно, существуют. Например, в наше время есть много интернет-платформ, которыми мы пользовались во время дистанционного обучения: Uchi.ru, Google Classroom и другие. Там можно не только организовывать дистанционное обучение, но и найти много полезных материалов. Есть сайты учителей, которые участвуют в конкурсах, таких как «Учитель года» –  эти сайты открыты и доступны. На сайтах многих вузов, таких как ЮФУ, есть очень много полезной информации. В частности, там можно ознакомиться с современными исследованиями студентов по различным актуальным вопросам.

-Закончите интервью своей любимой цитатой/поговоркой.

-«Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Эта пословица отражает нашу реальность как нельзя лучше, потому что залогом успешной учёбы для школьника и эффективной работы для учителя всегда являлся труд. Если не трудиться – не будет результатов. Поэтому должен прилагать усилия не только учитель, но и дети, и делать это они должны совместно.

Комментарий психолога

Светлана Кумова

Светлана Юрьевна Кумова, психолог высшей категории:

-Одна из проблем современной школы состоит в том, что учителя в основном женщины. А ведь подросткам необходимо мужское воспитание, потому что сейчас в семьях, в силу объективных и субъективных причин, оно в основном женское – современных детей воспитывают мамы и бабушки. Пап или нет реально, потому что они уходят из семьи, или нет номинально: они как бы есть, но или работают, или по другим причинам своими детьми не занимаются. Поэтому современное воспитание – преимущественно женское занятие, и это очень большой минус, особенно когда речь идёт о мальчиках. Потому что они, находясь под влиянием мам и бабушек, видят перед глазами только женское поведение, и, к сожалению, теряют очень многие черты мужественности. Поэтому нашим мальчикам нужен образец мужского поведения. Где они могут это видеть? В спортивных секциях. Но опять-таки, даже там тренеры – женщины. И не каждый хочет заниматься спортом! Поэтому такие примеры должны встречаться в школе. Чем больше адекватных, хороших, грамотных, сильных духом учителей-мужчин, тем лучше для детей, ведь это идеальные образцы мужского поведения: как мужчина ходит, говорит, отвечает на разные вопросы, ведёт себя в стрессовых ситуациях, рассуждает о семье. Ведь как бы то ни было, урок не сводится к одному уроку – всё равно учитель обсуждает со школьниками жизненные вопросы, особенно если он классный руководитель, это величайшее подспорье семье. Почему же мужчины не идут работать в школу? Это уже другой вопрос. Но у нас есть достойные преподаватели мужчины, и нашим лицеистам есть на кого равняться.

Беседовала Ксения Коваленко, юнкор ГДДТ