незрелость сознания и узость представлений, заниженная или гиперзавышенная самооценка; ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества, развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное поведение подростков в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров, отсутствие государственной идеологии, одиночество; психосоматическое нездоровье.

При правильном педагогическом подходе и методически грамотно построенном образовательном процессе можно внести значительный вклад в изменение существующей ситуации.

Одним из направлений деятельности педагогов образовательного отделения Шахтинского центра помощи детям №1 является работа с выпускниками. Основной задачей, которая стоит перед специалистами центра, заключается в развитии творческих способностей подростков, в практической работе, по подготовке детей к самостоятельной жизни за стенами учреждения, научить ребят жить в социуме и справляться с проблемами, которые перед ними ставит жизнь, общество.

Основные цели  работы педагогов образовательного отделения центра:

  • выявление и развитие склонностей и способностей воспитанников и выпускников;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение занятости социально значимой и досуговой деятельностью; 
  • формирование социальных компетенций;
  • обеспечение условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, личностного развития; 
  • профессиональное самоопределение;
  • самореализация и  успешная социальная адаптация.

 В центре по дополнительным общеобразовательным программам работают следующие творческие студии, секции:

  • Студия «Эстетика», занятия в которой способствуют развитию творческих умений и навыков ребят по оформлению дизайна помещений, изготовлению подарков, формируют  эстетический вкус воспитанников.
  • Студия«Бисеринка».На занятиях ребята овладевают навыками работы с бисером и изготавливают предметы украшения интерьера, сувениры, картины, бижутерию.
  • Музыкальная студия. Дети занимаются вокалом, инструментальным творчеством.
  • Спортивные секции: настольный теннис, футбол, волейбол, действует небольшой тренажерный зал на шесть тренажеров.
  • Детская кухня, занятия в которой проходят один раз в неделю  на них дети получают практические навыки приготовления блюд малобюджетной кухни и азы кулинарии, учатся пользоваться предметами современной бытовой техники.
  • Хореографическая студия,  занятия в которой способствуют развитию умений работать в команде, стирают грани между детьми с разными стартовыми способностями, помогают проявить скрытые резервы и потенциальные возможности детей.
  • Швейная  мастерская.  Ребята учатся шить, занимаются ремонтом одежды,  изготавливают мягкие игрушки, предметы интерьера помогают определиться с выбором будущей профессии.

Таким образом, вся  система образовательного отделения центра помогает определиться всем выпускникам с выбором будущей профессии, готовит к успешной самостоятельной жизни.    

На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития ребенка, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
  • формирование и развитие творческих способностей детей.

(Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р Распоряжение Правительства РФ).

Ни для кого не секрет, что воспитанники зачастую неуспешны в учебной деятельности в силу последствий различных видов деприваций, поэтому на занятиях с педагогами дополнительного образования у них появляется возможность проявить индивидуальность, свой творческий потенциал и стать успешными в другой сфере деятельности, поэтому важность занятий  в кружках и секциях невозможно  оценить.

 Весь курс обучения по дополнительным общеобразовательным  программам построен таким образом, что, кроме развития и коррекции практических навыков, будущим выпускникам    предлагается  интересный информационный материал, способствующий расширению их кругозора, облегчающий их дальнейшую самостоятельную жизнь и успешную социализацию.

 

 Для осуществления этих задач вся деятельность выпускника, осуществляемая в стенах центра,  направлена на расширение спектра жизненных интересов самих ребят. Исходя  из этого, условия современной действительности  требуют качественно нового, социально направленного подхода  к организации системы воспитания  учреждения и ее обогащению  социальной практикой с участием каждого ребенка, целесообразной  самоорганизации  его жизнедеятельности. Любые виды деятельности подростка, осуществляемые им в учреждении,  должны иметь для него личностный смысл и быть  направлены на становление и развитие разнообразного жизненного опыта, только в этом случае социализация воспитанника будет проходить достаточно эффективно.

В центре реализуется комплексная  программа подготовки к самостоятельной жизни. В рамках которой  проводятся интегрированные занятия такие как «Обустраиваем свою квартиру красиво и экономно», «Учусь питаться вкусно, полезно и экономно» и другие, на которых создаются условия для применения в самостоятельной жизни полученных знаний и навыков труда в реальных условиях. На практических занятиях будущие выпускники учатся обустраивать  квартиру, готовить блюда малобюджетной кухни, принимать самостоятельные решения.

Развивающая среда в ГКУСО РО Шахтинском центре помощи детям №1 имеет большое значение для дальнейшей успешной  самостоятельной жизни выпускников,  потому что создается и пополняется работами, выполненными педагогами образовательного отделениясовместно с воспитанниками. Ребятам прививается определенный  вкус, дизайнерские навыки в оформлении помещения, что несомненно они возьмут с собой во взрослую, самостоятельную жизнь.

 После выхода из стен центра связь выпускников со специалистами не прекращается. Взаимодействие воспитателя, куратора, педагогов образовательного отделения обеспечивает эффективность работы  по  сопровождению выпускников.

 Выпускники получают специализированное жилое помещение государственного жилищного фонда и перед ними сразу встают вопросы, как преобразить свой дом, создать в нем уют. В центре их всегда ждет поддержка и помощь. Педагоги образовательного отделения могут предложить много способов, как можно преобразовать интерьер квартиры красиво и экономно.

На базе швейной мастерской можно изготовить изделия из текстиля (шторы, подушки, постельное белье).

По субботам проходят мастер-классы в швейной мастерской и в студии «Эстетика», где можно получить консультацию. как быстро отремонтировать одежду; как из старой одежды сделать дизайнерскую вещь; способы украсить свой дом и другие.

 На базе образовательного отделения оказываем выпускникам помощь и  консультации в решении проблем  самозанятости. Эта тема сейчас является актуальной для многих людей, так как некоторые в период пандемии остались без работы или же предлагаемая зарплата недостаточна. В дополнительном заработке заинтересованы одинокие мамы, выпускники, имеющие инвалидность. Любимое дело или хобби может стать источником дополнительного дохода. Ведь за годы пребывания в центре подростки многому научились, благодаря  плодотворной работе мультимедийной команды педагогов. Они умеют работать с деревом, текстилем, бисером, другими материалами, а также готовить.

Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является работа в швейной мастерской. Это одновременно и интересное хобби, и приятный досуг, и арт-терапия, способ экономии денег. А для кого-то, возможно, и первый шаг к будущей профессии.

Выходя из Шахтинского центра помощи детям №1, воспитанники получают профессиональное образование в учебных заведениях по специальностям: швея, технолог, портной,  модельер — стилист, наладчик швейного оборудования и другим.

Итогом эффективной работы специалистов образовательного отделения является возрастающее число успешных выпускников.