У каждой специальности есть свой профессиональный праздник и работники железнодорожного транспорта не исключение. Каждый год День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа. В России его впервые начали праздновать еще в 1896 году.
Чтобы узнать о профессии железнодорожника, в канун праздника я задала вопросы машинисту ОАО «РЖД» в пос. Каменоломни Алексею Яицкову.
– Расскажите, пожалуйста, почему выбрали эту профессию? Воля случая или детская мечта?
– Когда я заканчивал 11 класс, то еще не определился с профессией. Буквально за месяц решил подать документы в Лиховской техникум железнодорожного транспорта. Туда собирались поступать два моих одноклассника и я заодно. Тогда еще совсем не знал, что такое работа машиниста и помощника машиниста. Думаю, все же воля случая.
– На каких поездах Вы работаете?
– До мая 2022 года работал машинистом грузовых поездов, а теперь помощником машиниста пассажирских. Сейчас прохожу обкатку, чтобы стать машинистом пассажирского движения.
– На каких поездах работать тяжелее и почему?
– Для меня разницы нет. Каждый поезд имеет свою специфику. Грузовой поезд — это большой вес и множество вагонов, ответственность за перевозимый груз. Пассажирский же поезд — это сложность в графике и еще бо́льшая ответственность за людей, которых перевозишь. Поэтому классификация поезда совсем не влияет на тяжесть работы с ним.
– Вы водите поезда в разных направлениях, много чего видите. Можете вспомнить самый необычный или, может быть, запоминающийся рейс?
– Самое интересное – это всегда командировки. Помню две самые длительные командировки. Я тогда сопровождал новые локомотивы от станции «Локомотивстрой – НЭВЗ» до станции «Хабаровск 2». Хоть и не удалось тогда посмотреть новые места, но сам процесс перегона локомотивов запомнился. Вот что действительно впечатлило, так это Байкал – замерзший, величественный, масштабный. Невероятное место.
– Чем вредна и сложна Ваша работа?
– Условиями сложна. Все-таки поезда — это постоянный шум и сильная вибрация, а над головой контактный провод, по которому протекает ток 21-29 кВ.
– Помните самую тяжелую смену?
– Самой тяжелой сменой была, пожалуй, поездка в Отрожку. Это микрорайон Воронежа. Туда 641 километр ехали с пассажирским поездом №103 «Ростов-Главный – Москва Казанская». По времени это 7 часов 55 минут. Обратно поездом №20, эта поездка заняла 8 часов 34 минуты. Это, опять же, к вопросу сложности работы на пассажирских поездах – длительное время в пути.
– Одолевает ли сонливость во время работы? Как боритесь с этим?
– Ещё как одолевает, особенно в ночное время! Как бороться? Перед рейсом обязательно хороший отдых, во время рейса – горячие напитки: чай и кофе. Также важным элементом является регламент переговоров. Он представляет собой установленный диалог между машинистом и помощником пути следования. В этом диалоге контролируются показания на светофорах, приборы безопасности, показания измерительных приборов.
– В Интернете видела фото кабины машиниста, в некоторых есть руль. Зачем он нужен?
– Руль на пульте машиниста бывает в электровозах, ЭП1 например. Он регулирует силу тяги, задает нагрузку на якорь электродвигателей. Они в свою очередь вращают колесные пары локомотива. Другими словами, руль тепловоза выполняет такую же функцию, как и педаль газа в автомобиле.
– Что можете посоветовать тем, кто в дальнейшем хочет связать свою жизнь с этой профессией? Ваши пожелания шахтинцам.
– Тем, кто только собирается связать свою жизнь с железной дорогой, определенно терпения. В этой профессии нужно многое знать, ведь незнание не освобождает от ответственности. В деле изучения профессии терпение точно не помешает.
Хочу посоветовать шахтинцам соблюдать правила перехода на железнодорожных путях, и снимать наушники, когда совершаешь переход. Это избавит от несчастных случаев и предотвратит много травм.
Беседовала Валерия Бронникова, юнкор ГДДТ г.Шахты