11 утра. Мы выходим из ворот школы и направляемся в сторону остановки. Сегодня должна состояться профессиональная проба в Шахтинском педагогическом колледже. Не могу сказать, что вся наша делегация была в предвкушении. Мы просто не знали, чего ждать. Опыт подобных профессиональных проб уже был, только по специальности ветеринар и повар. Вот так ждешь автобус и не представляешь, чем удивит педагогика.
И это ощущение неизвестности и заинтересованности остается при тебе до главных ворот колледжа. Которые оказываются закрытыми. Но ничего, мы проходим еще пару метров, сворачиваем на улицу Карла Маркса и заходим в корпус. На входе все стандартно: измерение температуры и регистрация. А потом жеребьевка.
Мне достается мастерская преподавания в младших классах. Прохожу пару метров по коридору и сворачиваю в просторную современную комнату. Расстановка совсем как в настоящем классе: парты и доска. Только доска не обычная зеленая, а большая интерактивная. И парты здесь не те школьные, к каким мы привыкли, а серо-голубые столы и такие же стулья. Класс будущего, не иначе. Нас рассаживают за парты, на которых уже приготовлен материал: колпачки, клей, ручка, ножницы, полоски бумаги и листы для графического диктанта. В душе просыпается какое-то знакомое чувство. Еще не могу дать ему название, но точно знаю, что оно какое-то теплое и родное.
Нам представляют девушек-волонтеров. Это студентки колледжа, уже практически дипломированные педагоги. Одна из наших учительниц на сегодня, Полина Дейна, объявляет первый урок – технология и ИЗО.
– Сегодня на нашем уроке мы научимся создавать вот такие изделия-пружинки из бумаги, но для начала повторим правила безопасности на уроке технологии. Перед вами лежат ножницы, как нужно передавать ножницы?
Учительница указала на девочек с первой парты. «В закрытом виде» — получила она ответ.
– А еще? – она указала на меня.
– Кольцами вперед. – Держа за сомкнутое лезвие.
Это было странное чувство. Ее настрой не был строг, ведь все понимали, что сама ситуация выглядим довольно интересно: «Полина Витальевна» старше нас на 2-3 года. Но между нами не только два года разницы, между нами и два года опыта. Я не видела в ней сверстника, я видела в ней педагога.
– Для изделия нам понадобится две полоски цветной бумаги, ножницы и клей. Одну полосу кладем вертикально и на расчерченный на полоске квадрат клеим другую…У нас получится вот такая фигура, – Полина указала на доску, где красовались полосы в форме бумеранга. Сверху мы наклеим мордочки животных.
Я старательно заворачиваю бумагу, будто от этого зависит что-то важное.
Кажется, кто-то из девочек делает неправильно. «Обратите внимание, что все складывания мы совершаем на столе», — уже замечает своим зорким глазом наш педагог.
– Сегодня мы с вами научились делать изделия из бумаги в виде животных. Как думаете, для чего их можно использовать?
– Чтобы показать детям, какие животные обитают в определенной местности, – послышалось с задних парт.
– Верно. А еще?
– Развить мелкую моторику?
– Верно, а для настольного театра можно использовать?
Все дружно согласились.
– Вы все сделали верно, спасибо за урок, ребята!
Урок технологии подошел к концу и на столе каждой из нас красовались тигры, обезьяны и свинки.
На смену Полине приходит Дарья Лященко. Сейчас будет урок правописания. На слайде появились слова с ошибками. Мозг автоматически начал заменять неправильные буквы, а тем временем одна из девочек-учениц уже вышла к доске исправлять ошибки. Но это была только разминка. Теперь графический диктант.
– Расположите лист перед собой. Левая рука готова, правая рука готова. Можем начинать! – проговорила Дарья Андреевна.
Диктант закончен. По итогу на листах красуется воздушный шар, который Дарья попросила нас раскрасить. Сразу после диктанта мы провели физминутку. Быстрая смена деятельности не растрачивала энергию, а только прибавляла интереса. Затем последовало другое интересное задание.
Но вот пришло время окружающего мира. Его преподает Ангелина Свиридова. Проводим следующий опыт. В три разных стакана наливаем одно и то же количество жидкости, но в первый стакан не добавляем ничего, во второй кладем 1 ложку сахара, а в третий – 2 ложки сахара. Окрашиваем воду во всех трех стаканах в разные цвета. Затем берем шприц и поочередно вводим жидкости из трех стаканов. Что же мы наблюдаем?
– Вода расположилась слоями. Кто скажет мне, с чем это связано?
– Из-за разной плотности жидкости? – слышится от «учеников». И у всех в голосах неподдельное детское удивление, хотя вроде каждый понимает, почему случилось именно так.
– Верно. Вы молодцы! – хвалит Ангелина Сергеевна.
Урок окружающего мира закончен. Начинается внеурочка. Нас приглашают на классный час. На слайд выведена картинка с красивым кольцом. Педагоги сообща разыгрывают сцену, где продавец старательно пытается продать кольцо другим девушкам. Одна соглашается, так как это кольцо отлично на ней смотрится. Другая отказывается, ведь это «чья-то ценность».
Смысл диалога становится понятен, как и тема классного часа: цена и ценность. Да, вещь не всегда имеет ценность, но может стоить десятки и сотни тысяч. Этими вещами могут выступать шуба или новая машина. А старый семейный фотоальбом едва будет стоить несколько сотен, его цена ничтожна в сравнении с машиной, но он обладает для кого-то невероятной ценностью. Эта разница принципиальна. Классный час оставляет после себя интересное послевкусие.
На этом работа нашей мастерской закончена. На память нам остаются животные-пружинки. А я, наконец, понимаю, что это за знакомое чувство посещало меня на протяжении всего мероприятия. Ностальгия. Я вспоминаю, как сама когда-то кропотливо писала в тетрадках в косую линию и аккуратно резала бумагу на трудах, как мы делали физминутки под самые «крутые» песни нашего детства постоянно делали что-то в парах, конечно, больше балуясь, нежели выполняя задания учителя. Вот оно, родное чувство.
Наверное, именно в этот момент я поняла, как важны педагоги именно начального образования. Именно они впервые знакомят тебя с самыми простыми буквами и числами, опытами и явлениями. Именно от педагога на этом этапе зависит, заинтересует ли тебя изучение этого непростого мира или нет. Я никогда не видела себя педагогом и даже близко не подхожу для этой профессии, но зато я в очередной раз убедилась, насколько важен тот учитель, что когда-то становится первым.
Валерия Бронникова, юнкор ГДДТ