Моя бабушка, Екатерина Козьменко, работала диспетчером, начальником по погрузке, машинистом конвейера на фабрике шахты «Южная» и рассказала о своей работе.
Изначально фабрика входила в состав шахты, однако позже была выделена в самостоятельное подразделение. Штат сотрудников в одну смену составлял 25 человек, при этом работа осуществлялась в четыре смены: с 8 утра до 4 вечера, с 4 вечера до 12 ночи, с 12 ночи до 8 утра.
На выборке всегда дежурили четыре человека. Они занимались отбором породы и её сбросом в хечку, которая транспортировала породу на карьер, где уголь проходил переработку и распределялся по различным бункерам. Оттуда уже осуществлялась погрузка в вагоны.
Хечка — техническое приспособление для транспортировки породы от места отбора к месту дальнейшей переработки.
Часто случалось, что шахта останавливалась, и тогда останавливалась и фабрика, поскольку уголь переставал поступать на конвейер. Но как только шахта возобновляла работу, она подавала сигнал диспетчеру.
Будучи диспетчером, я запускала фабрику. По громкоговорящей связи я объявляла всем – механикам, грузчикам, мотористам – о необходимости быть внимательными и готовиться к запуску. Когда все были на своих местах, последовательно включали конвейеры.
Все мотористы находились на погрузке, а вагоны ожидали своей очереди. У нас было четыре погрузочные стрелы: для угля марок АМ, АКО и АЭС. Кроме того, мы принимали уголь с шахты «Майская», который разгружали в общую яму. Затем через специальное большое колесо происходила сортировка материала по фракциям и размерам.
Т. Мамыркина, студентка Московского международного колледжа цифровых технологий «Академия TOP» в г. Шахты