В конгресс-холле Донского государственного технического университета в блок-хаусе «Точке кипения» 18 ноября более 100 человек, среди которых были руководители образовательных организаций Австралии, Германии, Великобритании, Марокко, Катара, Египта, Испании, ученые и специалисты России и стран дальнего зарубежья, деятели науки и культуры, руководители образовательных организаций и некоммерческих объединений, представители родительской общественности и студенты приняли участие в Международном блок-форуме в рамках просветительской программы по развитию практик обучения русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации.

Организовали шестичасовой международный блок-форум Светлана Усенко  (МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»), Ольга Калмыкова (начальник ОП и ПТМ ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты) и Александр Усенко, (ОП и ПТМ ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты).

Техническую и информационную поддержку блок-форума обеспечили специалисты ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты и ДГТУ г. Ростова-на-Дону. Возглавили работу блок-форума проректор по учебной работе и непрерывному образованию Донского государственного технического университета Светлана Пономарева, проректор по международной деятельности ДГТУ Светлана Шведова. Выступая перед участниками форума, С.В.Шведова  отметила актуальность выбранного формата мероприятия, подчеркнула его значимость, коснулась важных аспектов поддержки и сохранения русского языка и языков народов России в условиях современного развития общества.

Работа форума была выстроена в идее блоков: вначале, в большом зале, все участники мероприятия приняли участие в пленарном заседании. Затем состоялась интерактивная работа специалистов в пяти разных тематических блоках. Ярким событием форума стало последовавшее за работой секций прямое включение одновременно семи стран мира. Руководители русских школ за рубежом в онлайн-режиме вели с форумчанами и друг с другом диалог о необходимости расширения пространства русского языка и русской истории в мире, о борьбе с русофобией, о конкретных мерах поддержки русской языковой среды за рубежом в информационной, в образовательной, в гуманитарной сферах. Все участники телемоста единодушно пришли к общему мнению о важности и необходимости сохранения русского языка, равно как и языков народов России.

Итогом работы форума стал его круглый стол, участники которого поделились мнениями и практиками реализации поддержки русского языка в рамках различных учебных предметов. Подтверждая слова делом, учитель гимназия имени А.С. Пушкина г.Шахты С.С. Усенко поделилась собственным опытом эффективных практик продвижения русского языка, истории и литературы в сообщества соотечественников за рубежом. Светлана Сергеевна вызвала живой интерес зала, рассказав об авторском международном образовательном проекте «Языки без границ», которому исполнилось уже три года.

О сложностях трансляционных способностей социума в условиях международных коммуникаций рассказал кандидат исторических наук А.Н. Усенко.  Он отметил тревожную тенденцию негативного влияния сети Интернет на грамотность устной и письменной речи молодых людей и поделился собственным опытом дистанционного преподавания уроков истории и культуры обучающимся стран Испании и Германии. Кроме того, Александр Николаевич рассказал о совместной сетевой работе над учебником истории для детей-билингвов из русскоязычных семей, проживающих за рубежом.

Крупный специалист в области отечественной истории новейшего времени и истории казачества, доктор исторических наук, профессор В.П.Трут обратил внимание форумчан на своевременность и историко-политическую значимость блок-форума, акцентировав внимание присутствующих на состоявшееся 5 ноября 2019г. в Екатерининском зале Московского Кремля заседании Совета при Президенте по русскому языку, на котором, в числе прочего, обсуждались вопросы поддержки и популяризации русского языка и литературы за рубежом.

Своим практическим опытом работы с детьми-билингвами поделилась Екатерина Кудрявцева, кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка как иностранного, неродного и одного из родных, специалист по билингвизму и межкультурной коммуникации (Германия). Она вызвала живой интерес специалистов к вопросам методической поддержки семей детей-билингвов. Работу секций возглавили мастера своего дела:

Секция №1 «Формирование позитивного информационного контента о России как средство сохранения русского языка в билингвальных семьях»: Владимир Трут, доктор исторических наук, профессор;

Секция №2 «Эффективные коммуникации как инструмент развития новых форм и методов преподавания русского языка». Мастер-класс: «Вузовские технологии обучения в школе на уроках русского языка»: Светлана Былкова, заведующий кафедрой «Документоведение и языковая коммуникация» ДГТУ, кандидат филологических наук, доцент;

Секция №3 «Современное состояние и перспективы развития билингвального образования и преподавания русского языка как иностранного для всех уровней владения языком в России и за рубежом»: Инна Ковтуненко, заведующий кафедрой «Русский язык как иностранный» ЮФУ, кандидат филологических наук, доцент;

Секция №4 «Современные образовательные технологии развития коммуникативной компетенции обучающихся в поликультурной среде»: Наталья Осадченко, заведующий кафедрой общественных дисциплин, ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО кандидат педагогических наук;

Секция №5 «Перспективы международного сотрудничества в рамках этнокультурного образования»: Ольга Звонарева, руководитель Центра выявления и развития талантов детей молодежи «Территория таланта», эксперт Межгосударственного экспертного совета «Лучшее в образовании» г. Москва, член Канадской ассоциации дополнительного образования. Значимым явилось выступление директора МБОУ Чалтырская школа №1 Аллы Хаспекян. Она отметила общность интересов и проблем в языковой среде у детей-билингвов села Чалтырь и их сверстников из европейских стран, осветила ряд проблемных точек в работе педагогического коллектива с детьми-билингвами.

Особое внимание специалистов привлекло выступление председателя родительского совета МБОУ СОШ № 21 г. Шахты Татьяны Зуевой. Она акцентировала внимание собравшихся на непростой и животрепещущей теме разработки и реализации программ инклюзивного образования. Расширение спектра специальных программ для особенных детей, поддержка и сопровождение, мягкая адаптационная среда, социализация детей по окончанию ими учебных заведений – вот далеко не полный перечень вопросов, которые были затронуты на международном форуме. В ходе многочасовой работы форума на его площадках были подняты вопросы эффективных практик продвижения русского языка и литературы в сообщества соотечественников за рубежом.

Участники форума коснулись сложностей трансляционных способностей социума в условиях международных коммуникаций, перспективных направлений кросскультурных и языковых коммуникаций народов России постсоветского пространства и соотечественников за рубежом. В ближайшей перспективе организаторы мероприятия, специалисты и ученые договорились о совместной разработке методических пособий, словарей, дидактических материалов, сайтов, YouTube-канала для поддержки и продвижения русского языка среди соотечественников проживающих за рубежом. Подводя итоги работы форума, его участники выразили уверенность в том, что проблема сохранения и развития языковой среды, межкультурной коммуникации, вопросы билингвального обучения и другие важные направления развития языковой среды и культуры не только найдут своё дальнейшее обсуждение в обществе, но и позволят успешно решать проблемы культурологического характера и межкультурной коммуникации в дальнейшем.

Государственным заказчиком осуществленного шахтинскими специалистами мероприятия в рамках просветительской программы по развитию практик обучения русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации выступило Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральным оператором блок-форума явилась автономная некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий» г. Москва.