«Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить центр помощи детям воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.  

Педагогический коллектив центра считает, что для успешной адаптации, интеграции в общество и  социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для приобщения их к социальным ценностям и нормам необходимо создание комплекса условий для развития социально значимых качеств личности воспитанника по подготовке к самостоятельной жизни, создание реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения.

Основная задача центра помощи детям – помочь в социальной адаптации воспитанников.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

К социальной адаптации выпускников центра помощи детям можно отнести:

  • психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедеятельности;
  • наличие позитивно-ориентированных жизненных планов;
  • профессиональное самоопределение;
  • социальная активность;
  • благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту работы;
  • удовлетворенность своим статусом, отношениями.

Исходя из этого, нашим центром разработана и реализуется программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Помочь в становлении».

В центре созданы условия для формирования подготовки детей к самостоятельной жизни, приближенные к домашним. Благоприятная развивающая среда максимально содействует расширению, углублению, социализации воспитанников в трех основных сферах — деятельности, общении, самосознании.

Вся наша работа направлена на:

 

  • оказание социально-психологической правовой помощи;
  • формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
  • подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
  • развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.

За 2 года до выпуска с воспитанниками центра проводятся практико-ориентированные занятия:  2 раза в неделю, по вторникам и четвергам. Все занятия проходят в группе или в  формате индивидуального общения, в виде трансформационных игр, встреч с интересными людьми,просмотра видеофильма со смыслом и выполнения задания.  Каждое занятие заканчивается практической работой, и каждый получает памятку по проведенному занятию.

Так, одно из занятий было проведено инспектором  ПДН отдела полиции №3 Управления МВД по г.Шахты А.А.Абрамовой. Оно было посвящено ответственности  подростков за совершение преступлений и административных правонарушений, разбирались жизненные ситуации.

Вот как сами воспитанники оценивают такие занятия. Артем  считает, что данные занятия позволяют ему чувствовать себя увереннее, принимать правильные решения. Диана говорит, что готова жить самостоятельно, знает, как защищать свои права.

 В этом году у нас 7 выпускников 2024г. В их личной папке выпускника уже есть не только Памятка выпускника,  но памятки по устройству на работу, по уходу за собой, за жильем, по уплате коммунальных услуг, памятка для лиц из числа детей-сирот, получающих жилое помещение специализированного жилищного фонда, и др.

Все 7 воспитанников уже определились со своей будущей профессией, четко знают свои права и обязанности, сформированы общежитейские умения и навыки: готовы  к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, отсутствуют вредные привычки.

При выпуске из центра педагогический коллектив изучает уровень готовности воспитанников к самостоятельной жизни, которая характеризуется адаптированностью личности к принятию новой жизненной ситуации и включает в себя следующие показатели:

  • благоприятный прогноз здоровья;
  • благоприятный прогноз жизнеустройства;
  • функционный уровень социальной компетенции выпускника;
  • вариативность видов социальной адаптации;
  • возможность педагогического сопровождения.

Мы надеемся, что наши 7 воспитанников успешно войдут в самостоятельную жизнь.

Но они не останутся одни, с ними всегда будет их наставник, значимый для них человек, готовый в любую минуту прийти им на помощь.

Коллектив центра целенаправленно решает проблемы постинтернатной адаптации выпускников. 85% выпускников, состоящих в БД на сопровождении, — успешные люди, законопослушные граждане нашей страны.