К этому времени в Ростове были сформированы авиационные структуры, появились аэродромные площадки, техника и многое другое.

15 июня 1925 года состоялся первый пассажирский авиарейс из Ростова-на-Дону по маршруту «Ростов – Харьков – Орел – Москва». Осуществляли его пилоты самолета «Дорнье-Комет-3». Его бортовой номер, имена и фамилии летного и технического состава, кто были пассажиры – история ничего не сохранила.

По мере развития авиации в области, после войны и после восстановления народного хозяйства, появились новые самолеты для авиационных работ  в сельском хозяйстве. Стала развиваться гражданская авиация и в Шахтах.

В 70-х годах ХХ века Шахтинский объединенный авиаотряд применения авиации в народном хозяйстве (ПАНХ) был даже по советским меркам одним из самых крупных авиапредприятий первого класса в СССР. При том, что в разных районах Донского региона имелись десятки приписных аэропортов.  

Вадим Плохих, первый командир воздушного судна Л-410 Ростовского ОАО. Командир воздушных судов Ан-2, Л-410, Як-40. Освоил Ил-76 и стал главным пилотом инспектором, начальник летного отдела Главного управления летной службы Министерства гражданской авиации СССР. Фото 1978 года.

В преддверии юбилея Вадим Плохих, который в 60-70 годах был летчиком Шахтинского и Ростовского объединенных авиаотрядов, командиром самолетов разных марок, главным пилотом, инспектором, начальником летного отдела Главного управления летной службы Министерства гражданской авиации СССР, поделился воспоминаниями с «Шахтинскими известиями».

— Вадим Алексеевич, как Вы стали летчиком, командиром воздушного судна Шахтинского авиаотряда?

— Для этого надо было окончить Сасовское летное училище гражданской авиации, которое находится в Рязанской области. И не просто так, а хорошо учиться, получить отличные характеристики. Когда я с дипломом и другими документами приехал в Шахты, то меня не могли не принять.

— И сколько времени Вы проработали в родном городе?

— С 1967 по 1979 год, около 12 лет. Потом был переведен в Ростов, и началась новая страница моей жизни.

— На каких самолетах летали?

— На Ан-2, Л-410, Як-40 и Ил-76. В 60-е годы прошлого века в Шахтах было 5 эскадрилий – четыре авиационно-химических и одна транспортная. Авиационно-химические удобряли поля с воздуха, защищали их от вредителей. Ну, а транспортная эскадрилья возила пассажиров, занималась геологическими съемками местности и другими авиаработами.

Самолет АН-2 на авиационно-химических работах.

— То есть, была авиаэскадрилья, которая обслуживала какие-то воздушные маршруты?

— Да больше 10 маршрутов по области и СССР. Шахты – Донецк Украинский – Херсон, Шахты – Донецк Украинский – Запорожье, Шахты – Харьков. Тогда ведь Украина была братской республикой, дружественной страной. Кроме полетов на Украину, наши самолеты ежедневно летали по всей Ростовской области.

 

— Может быть, вспомните, с кем Вы вместе работали в Шахтинском авиаотряде.

— Времени много прошло, большинство событий уже стерлись из памяти. Все-таки мне 78 лет. Помню Анатолия Александровича Ярового. Начинал рядовым летчиком, стал заместителем командира эскадрильи, потом командиром, постепенно дорос до одного из руководителей подразделения в структуре Министерства гражданской авиации СССР. Или вот Михаил Зимницкий тоже был простым летчиком. Но, благодаря организаторскому таланту, занял должность командира Шахтинского объединенного авиаотряда.  Да много с кем я работал…

— Сколько всего просуществовал Шахтинский и Ростовский авиаотряд?

— Правильнее говорить, какие авиационные структуры существовали за время истории аэродрома Шахты. Создавались, развивались, объединялись, делились в зависимости от поставленных задач.  Это достаточно большая история, и она ждет своих исследователей. Шахтинский Объединенный авиаотряд начал свою деятельность в 1953 году как Шахтинская авиаэскадрилья Ростовского авиаотряда. В августе 1957 года авиаэскадрилья стала 232 авиаотрядом, а в 1963 году — Шахтинским Объединенным авиаотрядом Северо-Кавказского территориального управления ГВФ. Пик его развития пришелся на конец 60-х, начало 70-х годов ХХ века. Авиационные структуры до сих пор существуют в Шахтах. Они предназначены для решения тех или иных задач, связанных с авиатранспортом. Можно сказать, что Шахтинский объединенный авиаотряд, как юридическое лицо, просуществовал с 1963 по 1988 год, то есть около 25 лет. 

Большое количество пилотов, которые прошли летную школу Шахтинского авиаотряда, уходили в большую транспортную авиацию, в основном в Ростов, где продолжали летать, но уже пилотами самолетов Як-40 или Ту-134. Что касается Ростовского объединенного авиаотряда, то как юридическое лицо он начал свою деятельность в январе 1963 года и был реорганизован в октябре 1993.  За 30 лет вырос до одного из крупнейших Объединённых авиаотрядов СССР с парком около 60 воздушных судов и личным составом более 4200 летчиков, инженеров, диспетчеров и авиационных специалистов.

— Вспомните, какие аэропорты, и, соответственно, аэродромы в Ростовской области были самыми оснащенными, кроме Ростова и Шахт?

— Это все аэропорты, имеющие искусственную взлетно-посадочную полосу в Волгодонске, Вешенской, Белой Калитве, Ремонтном.

В Волгодонске аэропорт местных воздушных линий принимал самолеты ТУ-134 на оборудованную полосу длиной 2200 м. Из некоторых районов совершались гражданские авиарейсы на военные аэродромы Миллерово, Морозовска, Сальска. Большинство аэродромов имели грунтовые взлетно-посадочные полосы. Но при этом практически в каждом районе Ростовской области был аэродром или аэродромная площадка. В 1975-1980 годах в Ростовском объединенном авиаотряде насчитывалось 36 приписных аэропортов.

— Какие типы самолетов летали в Донском регионе на местных линиях в то время?

— В 1979 году я перевелся из Шахт в Ростов и помню, что в 1980 году Ростовский авиаотряд получил самолеты Л-410. Первый был с бортовым номером СССР-67143, мы его пригнали на базу 17 сентября. В этом же месяце получили еще два самолета, четыре – в октябре, и еще один – в ноябре. В начале 1981 года в 78-м летном отряде уже была целая эскадрилья с УВП (Укороченный взлет посадка). Такому самолету было достаточно иметь полосу длиной 500-600 метров. Они выпускались в Чехословакии, и большинство из них – более 500 самолетов – эксплуатировались в Советском Союзе. 

Самолет Л-410 УВП, с укороченным взлетом и посадкой.
Самолет Ан-3 с турбовинтовым двигателем.

Подготовил Евгений Николаев

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского объединенного авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.