Надежда Соболева, директор департамента образования г.Шахты:

В 2020-2021 учебном году образовательные организации города функционировали в штатном режиме, но в условиях непростой эпидемиологической ситуации пересмотрен режим работы, в том числе расписание учебных занятий, обеспечено проведение ежедневных «утренних фильтров» с обязательной термометрией, организовано предметное обучение и пребывание в строго закрепленном за каждым классом помещении, определен порядок питания детей с соблюдением дистанции, исключено проведение массовых мероприятий, выполнены в полном объеме все санитарные требования и нормы.

Но в то же время решались приоритетные задачи повышения качества и развития муниципальной системы образования в соответствии с основными направлениями реализации Национального проекта «Образование».:

  • внедрение новых образовательных технологий, методов обучения и воспитания,
  • создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив, в том числе в сфере добровольчества,
  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся,
  • создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней,
  • внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников,
  • совершенствование  работы с родительской общественностью в части реализации программ психолого-педагогической и консультативной помощи всем законным представителям детей.

В муниципальной системе образования в завершившемся учебном году были открыты:

  • 371 группа для 8 317 дошколят,
  • 863 класса-комплекта, в которых учились 20 957 школьника,
  • 936 объединений и групп дополнительного образования для  17 260 обучающихся.

Приоритетным для муниципалитета было и остается удовлетворение потребности населения в услуге предоставления общедоступного качественного дошкольного образования.

В конце 2020 года введен в эксплуатацию после капитального строительства детский сад на 160 мест в микрорайоне ХБК. В детском саду №3 открыто 4 группы раннего возраста для детей от 1 года до 2 лет (80 человек) и 4 дошкольных группы, в том числе 1 компенсирующая группа для детей со сложным дефектом.

Благодаря целенаправленной работе и усилиям органов власти всех уровней, начиная с 2016 года отсутствует очередь в детские сады детей в возрасте от 3 до 7 лет, активно решается задача обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.

В таких микрорайонах города, как Таловый, Аютинский, Майский, ТЭЦ им. Артема, Машзавод, Южная потребность в местах в группах раннего возраста уже удовлетворена на 100%.

Дальнейшее решение этой задачи обеспечено крупными строительными проектами:

  • завершается строительство детского сада на 220 мест по ул. Мечникова,
  • разработан проект капитального ремонта детского сада на 100 мест в микрорайоне Горняк.

Главные задачи

Система дошкольного образования города в полную силу использует свой потенциал и предоставленные областью и муниципалитетом возможности для постоянного повышения качества образовательных услуг. В официальный реестр победителей и лауреатов Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад 2020-2021» включены детские сады №36 и №84, ставшие победителями конкурса. Победителем Всероссийского конкурса-смотра «Лучшие детские сады России 2021» стал детский сад №76.

Гармоничное развитие детей в безопасных условиях, обучение по современным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования позволяет обеспечить фундамент для получения полноценного и качественного общего образования.

Одна из главных задач, стоящих перед муниципальной системой образования, – завершение работы по ликвидации двухсменного режима обучения.

Имеющиеся риски – дефицит мест в общеобразовательных организациях, износ школьных зданий, построенных 50 и более лет назад.

В 2020-2021 учебном году в две смены продолжала работать третья часть шахтинских школ (13), учились во вторую смену 2040 человек (9,73% общего числа обучающихся).

В текущем году в рамках реализации мероприятий программы «Создание в Ростовской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы» продолжается строительство школы на 100 мест по ул.Дачная и школы на 600 мест в микрорайоне «Олимпийский».

Кроме того, разрабатывается проектная документация на строительство школы на 600 мест в п.Артем.

Качественная инфраструктура, современная материальная и информационная среда позволяют образовательным организациям концентрировать свое внимание на качестве образования.

Одним из главных проявлений качества образования являются образовательные результаты, достижение которых — итог совместных усилий ребенка, семьи, педагогов и системы образования в целом. Но особая роль школы заключается в том, чтобы ребенок мог успешно применять полученные им знания в других учебных и жизненных ситуациях.

Особое внимание в деятельности детских садов, школ и организаций дополнительного образования уделяется становлению внутренней системы оценки качества образования и совершенствованию уклада жизнедеятельности образовательной организации, как важнейших условий получения результатов нового типа.

Главной оценочной процедурой, определяющей уровень каче­ства образования, была и остается государственная итоговая ат­тестация выпускников 9-х и 11-х классов, которая в 2021 году проходила с учетом следующих особенностей:

Итоговая аттестация

  • учащиеся 9-х классов сдавали государственные экзамены только по двум обязательным предметам – русскому языку и математике, экзамены по предметам по выбору были отменены;
  • выпускники 11-х классов сдавали два обязательных предмета – русский язык и математику в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ-аттестат), если они не планировали в текущем году поступать в ВУЗ. Если же выпускник 11-го класса планировал поступать в ВУЗ, то ему необходимо было сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку, остальные предметы – необходимые для поступления в вузы предметы по выбору;
  • медаль «За особые успехи в учении» выдавалась с учетом результатов ЕГЭ — необходимо было сдать ЕГЭ по русскому языку на не менее чем 70 баллов и получить количество баллов не ниже минимального по всем сдаваемым в форме ЕГЭ учебным предметам.

В 2021 году экзамены на территории города прошли в штатном режиме, без технических сбоев и нарушений.

Следует отметить повышение в 2021 году средних тестовых баллов практически по всем учебным предметам в сравнении с 2020 годом. 3 выпускника общеобразовательных организаций города получили в текущем году по результатам ЕГЭ 100 баллов.

В целом по городу количество выпускников, набравших 80 баллов и выше, составляет 287 чел., из них 167 чел. – по русскому языку, 27 чел. – по математике (профильный уровень), 26 чел. – по обществознанию, 19 чел. – по английскому языку, 14 чел. – по литературе, 12 чел. – по информатике и ИКТ, 8 чел. – по истории, 6 чел. – по химии, 4 чел. – по физике, 3 чел. – по биологии, 1 чел. – по географии.

Аттестаты с отличием и медали «За особые успехи в учении» получили 108 выпускников 11-х классов школ города.  7 шахтинцев-выпускников гимназии имени Пушкина, лицея №6, школ №№ 5, 21 награждены медалью «За особые успехи выпускнику Дона».

Одним из приоритетных и значимых направлений образовательной политики страны, региона, города является реализация эффективных механизмов сопровождения одаренных, способных, высокомотивированных детей.

Общепризнанная форма работы с одаренными детьми – Всероссийская олимпиада школьников. В прошедшем учебном году более 2 000 участников стали победителями и призерами школьного этапа всероссийской олимпиады, 830 обучающихся были приглашены на муниципальный этап, итог – 13 победителей и 109 призеров. 65 победителей и призеров муниципального этапа приняли участие в региональном этапе. Итог – 9 призовых мест. 

Наряду с решением задачи по повышению качества общего образования государство ставит перед нами цель по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе наших исторических и культурных традиций.

 

С сентября 2020 года вступил в силу закон о воспитании в школах. Он вывел на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. В части прикладного характера он закрепил необходимость воспитательных программ в школах. Образовательными организациями разработаны и утверждены программы воспитания, реализация которых начнется в сентябре 2021 года.

В новом учебном году предстоит уделить особое внимание реализации пилотного проекта по внедрению ставок Советников по воспитательной работе на базе школ №№ 22, 25, открытию центра военно-патриотического воспитания «Авангард» на базе Станции юных техников, Поста №1, лицея №3, школ №№ 21, 35.

В прошедшем учебном году увеличен охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования до 79,1%. Этот показатель – один из важных стратегических ориентиров развития муниципальной системы образования.

В 2020-2021 учебном году в различных объединениях и группах в школах, детских садах, в Городском Доме детского творчества и на Станции юных техников по программам дополнительного образования занимались 17 260 человек.

Прошедший учебный год ярко продемонстрировал возможности системы дополнительного образования, который является ресурсом для социальной активности и профориентации детей.

В тройке лидеров

По итогам мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в 2020-2021 учебном году, проведенного минобразованием Ростовской области, достигнуты хорошие результаты:

  • 3 место в рейтинге городов Ростовской области по охвату учащихся школ практикоориентированными программами профессиональной ориентации (78,4%),
  • 3 место по охвату родителей обучающихся различными формами профориентационной работы (более 10 000 родителей),
  • 2 место по участию школьников в проектах и конкурсах профессиональной направленности: «Большая перемена», «Лифт в будущее», «ПроеКТОриЯ», «Шоу профессий», «Ворлдскиллз», RUSSIA JUNIORS (более 6000 учащихся).

Много платформ и проектов, которые поддерживают стремление детей проявить свои возможности и таланты. Один из них – «Большая перемена».В 2021 году рамки конкурса значительно расширены: в нем принимают участие школьники с 5-го по 10 классы. По результатам финала Андриянова Анастасия, учащаяся школы №20, и Коваленко Ксения, учащаяся лицея №6, стали победителями.

По итогам участия в федеральном проекте «Билет в будущее» учащийся школы №14 Ильяшин Данил и учащаяся лицея №26 Петренко Ксения заняли призовые места на областном конкурсе видеороликов профориентационной направленности.

Особо хочется отметить, победу учащихся лицея №26 Кудаевой Маргариты и Степановой Дарьи на Всероссийском школьном конкурсе по статистике «Тренд».

Одним из направлений дополнительного образования является реализация программ физкультурно-спортивной направленности, внеурочная деятельность с целью приобщения детей к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

В 2020-2021 году в лицеях №№ 3, 26 и школах №№ 1, 20, 38, 42 успешно реализовывался пилотный проект по внедрению тэг-регби в программы курса физического воспитания обучающихся, внеурочной деятельности. Результат – 2 место команды лицея №26 на зональных соревнованиях.

Кроме того, на базе гимназии №10, школ №№ 7, 22, 35 функционируют школьные спортивные клубы. Школьный спортивный клуб гимназии №10 успешно представил город на областных соревнованиях. В 2023 году планируется завершить по созданию спортивных клубов в каждой школе города.

Повышение качества образования во многом зависит от качества работы учителя: его мастерства и профессиональной компетентности.

Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов и качества образования реализуется в рамках муниципального проекта «Образовательная среда» по четырем направлениям:

1. «Учу учась» — изучение инновационных информационных технологий,

2. «От мастера к мастеру» — взаимообучение педагогов в рамках практических занятий,

3. «Дискуссионный клуб: неслучайные люди» — распространение передового опыта,

4. «Личный бренд педагога» — создание педагогического имиджа, обучение грамотной трансляции экспертности педагога в информационном пространстве.

С января 2021 года в проекте по горизонтальному обучению педагогов приняли участие более 200 представителей системы образования г.Шахты, а также 6 специалистов SMM школы «DIGITAL LIFT».

Широкие возможности повышения квалификации, основанной на современных технологиях обучения взрослых, открыты перед руководителями и педагогами проектом «Взаимообучение городов», участником которого система образования г.Шахты стала с февраля 2020 года. Повышение квалификации на платформе проекта прошли 11 руководящих работников, участниками образовательных сити-марафонов онлайн стали более 40 педагогов города.

В апреле 2021 года в рамках проекта «Взаимообучение городов» представлен опыт работы Департамента образования г.Шахты по теме: «Развитие педагогических компетенций: муниципальные профессиональные сообщества». Кроме того, школами №№ 21, 38 и детскими садами №№ 2, 34, 71, 77 проведен вебинар по теме: «Инклюзивное образование: опыт организации в муниципальном пространстве».

Высокие показатели

Показатели высокого участия наших педагогов в конкурсном движении – еще один повод для гордости:

  • в конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности на территории Ростовской области в 2021 году победителями стали Гнучева Светлана Александровна, учитель географии гимназии имени А.С. Пушкина, и Бочадова Ирина Игоревна, учитель информатики лицея №26,
  • в областном конкурсе «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области» победили Шиндяпина Карина Александровна, учитель-логопед детского сада №5 и Сердобольская Наталья Ивановна, воспитатель детского сада №9,
  • в заключительном этапе всероссийского конкурса «Педагогический дебют -2020» в г. Москве приняла участие Гревцева Наталья Александровна, учитель начальных классов лицея №6,
  • для участия в заключительном этапе конкурса «Педагогический дебют» приглашены Куракова Ирина Александровна, директор школы №38, Бакурова Ольга Викторовна, заместитель лицея №26, Пятибратова  Анна Сергеевна, учитель начальных классов лицея №3, Предко Надежда Сергеевна, учитель школы №35,
  • в региональном конкурсе «Мой лучший урок» призерами стали Буренко Ирина Александровна, учитель физической культуры школы №42, Плетнева Виктория Александровна, учитель физической культуры школы №22, Немиров Олег Вячеславович, учитель физической культуры лицея №11,
  • в финале областного конкурса «Учитель года Дона – 2020» в номинации «Учитель года» стала лауреатом Крылова Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания школы №36,
  • в финале областного конкурса «Учитель года Дона – 2020» в номинации «Воспитатель года» стала лауреатом Сычева Тамара Эдуардовна, воспитатель начальной школы-детского сада №46,
  • в Межрегиональном чемпионате учительских клубов в г.Ульяновске приняла участие команда учителей города.

Образование всегда было и останется фундаментом для общества и государства, ему всегда уделялось и уделяется повышенное внимание.

Наша жизнь меняется очень быстро, а значит, и мы должны быть комплексно готовы к инновациям, технологическим прорывам, нестандартным решениям для достижения главной цели – повышения доступности и качества образования.

Приоритетные направления на 2021-2022 учебный год:

  • сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет,
  • создание дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в дошкольных организациях,
  • создание новой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, развитие компетенций в условиях «цифровизации»,
  • создание безопасной среды путем неукоснительного соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы, и правила организации воспитательно-образовательной деятельности,
  •  обеспечение реализации дорожных карт внедрения целевой модели, программ наставничества на уровне образовательной организации, ведение персонифицированного учета обучающихся, специалистов, педагогов, кото­рые участвуют в программах наставничества, формирование баз данных про­грамм наставничества и описание лучших практик;
  • реализация в образовательных организациях программ воспитания, направленных на решение проблем гармоничного вхождения, обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Хочется напомнить слова министра общего и профессионального образования Ростовской области Ларисы Валентиновны Балиной, прозвучавшие на областной конференции: «Коллеги! Когда мы работаем на одну цель, результат не заставляет долго ждать. Мы должны создать каждому ребенку возможности для самореализации и условия для покорения новых вершин и побед. Мы все вместе вне зависимости от ступени и от формы обучения можем и должны научить наших детей стремиться и побеждать!».

Впереди новые задачи и новые ориентиры, которые потребуют значительных усилий, напряженной работы, терпения и целеустремленности.