– Ксюша, почему тебя сегодня не было в школе?
– Извините, забыла сказать – я улетела в Иркутск!
Учителя за время моего обучения в школе становились свидетелями множества интересных событий, но такая выходка окончательно повергла их в шок – вчера показывала выполненные домашние задания и усердно нагоняла программу, а сегодня уже находится в другом часовом поясе!

На самом деле, инициатива посетить Сибирь принадлежит не мне. Все это – проект «Больше чем путешествие», который реализует платформа «Россия – страна возможностей» и Российское общество «Знание». Молодые люди, проявившие себя в таких конкурсах, как «Большая перемена» и «Твой ход», а также на платформе «Другое дело», имеют возможность получить путевку в разные уголки России. Существует четыре категории путешествий, зависящие от величины полученных достижений: «Малая Родина» — короткий тур внутри региона; «Красивые места» — поездка от трех до пяти дней внутри федерального округа; «Любимая страна» — поездка от шести до десяти дней по всей России; «Большое путешествие» — тур от семи до четырнадцати дней по всей России. В сумме активным ребятам доступны почти 250 маршрутов по двенадцати направлениям: «Создавай будущее», «Меняй мир вокруг», «Твори», «Познавай Россию», «Делай добро», «Помни», «Сохраняй природу», «Расскажи о главном», «Будь здоров», «Открывай новое», «Предпринимай», «Оберегай». Цель путешествия – не только посетить красивые места Родины, но и параллельно учиться новому в рамках предложенного направления.

Я выбирала между Москвой, Адыгеей, Дагестаном, Калмыкией, Сахалином, Владивостоком, Мурманском и Байкалом. Долго не раздумывая, я выбрала последнее – посетить самое известное озеро мира было моей давней сокровенной мечтой. Я и подумать не могла, что мне представится шанс ее исполнить, но в очередной раз убедилась, что Россия – действительно страна возможностей, и здесь не существует нереализуемых планов.
Чтобы добраться до пункта назначения потребовалось более восьми часов, проведенных в воздухе: вначале из аэропорта «Платов» мы прилетели в Москву в «Домодедово», откуда вылетели в Иркутск.

Сибирь встретила нас свирепыми морозами и бесконечно падающим снегом. В наших городах ночь была в самом разгаре, а здесь часы строго восклицали: «Пора вставать, скоро обед!». Мы свыклись с шоком от смены часовых поясов в семиэтажной гостинице «Ангара», а затем отправились в ресторан «Кочевник», располагающийся в пяти минутах от нее. В нем мы насладились традиционными бурятскими блюдами, среди которых могу выделить хушуры с овощной начинкой – можно сказать, что это то же самое, что и чебуреки, но только меньшего размера.

В отличном расположении духа мы отправились на экскурсию по городу и начали влюбляться в это чудесное место. Иркутск полон контрастов и противоречий. Здесь здания девятнадцатого века уживаются с многоэтажками времен СССР. Своего пика несоответствия достигают в памятниках А.В. Колчаку и А.П. Белобородову. Они стоят в разных частях города, но направлены лицом друг к другу. Неоднозначность в том, что эти люди фактически были врагами: во время гражданской войны Колчак воевал на стороне белых, Белобородов – красных. Иркутяне по-разному относятся к этим памятникам и частенько просят какой-нибудь из них снести, но такого, скорее всего, никогда не произойдет, ведь они уже стали визитной карточкой города на Ангаре. Она, кстати, в отличие от Байкала, не покрывается льдом. По крайней мере, та ее часть, которую можно наблюдать с набережной. Причиной тому служит относительно высокая температура воды. Над рекой также можно увидеть пар – это зрелище захватывает дух и вызывает желание искупаться, но лучше все-таки этого не делать. Мы пробовали на вкус воду из Ангары – вода и в Африке вода, но только в Африке она не такая ледяная.


Не успели мы привыкнуть к Иркутску, как пришло время выселяться из гостиницы и отправляться на остров Ольхон. Его характеризуют не иначе, как солнечным – даже когда в городе небо покрыто тучами и льет как из ведра, на острове не видно ни облачка. Именно на Ольхоне открывается вид на зеркально чистый лед Байкала.

Однако дорога до этого места была длинной, и во время нее мы сделали несколько остановок, посетив национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа и этнопарк «Золотая Орда».

Во время пребывания в первом мы узнали о традициях, быте, вероисповедании бурятов. Восточные буряты исповедовали буддизм, западные – шаманизм. Среди этого народа также распространено христианство. Однако в музее особый акцент был сделан именно на шаманизме. Оказалось, что это логичная и совсем не причудливая религия. У шаманистов нет храмов, ведь главным храмом является сама природа. Здесь часто встречаются столбы сэргэ – они показывают, что у места есть хозяин.

Самые знаменитые находятся на мысе Бурхан на острове Ольхон: их тринадцать, и каждый из них увешан разноцветными лентами с сокровенными желаниями людей. Существует поверие, что ветер, развивая ленты, доносит прошения до духов, и те исполняют их. В целом, ритуальным местом у бурятов считается костер – с дымом молитвы доходят до «высших инстанций». Мир для шаманистов поделен на три уровня:нижний принадлежит тем, кто роет землю, верхний – крылатым и пернатым, а средний – всем остальным, в том числе человеку. Основная заповедь религии: «Бережно относись к природе, и она ответит тебе тем же». Несмотря на то, что шаманисты охотятся и приносят животных в жертву, они заботятся о сохранении окружающей среды: кисломолочные продукты никогда не выбрасывают, из них готовятся все новые и новые блюда; животных ловят ровно в том количестве, которого будет достаточно для пропитания нескольких семей. Исторически сложилось, что отношение бурятов к лошадям очень уважительное, тем не менее они употребляли в пищу конину, ведь она не так быстро пропадала, как, например, баранина, и часто спасала воинов, отправлявшихся в дальнюю дорогу.

Все в мировоззрении шаманистов связано с вечностью, пугает сама идея ее прервать: юрта, жилище бурятов, имеет шесть или восемь углов, своей формой образуя круг – шаманисты верят в то, что в углах прячется нечисть. А ведь что есть угол? Ограничение бесконечной стены!

Шаманизм не предполагает того, что за смертью следует вечная жизнь или перерождение, но буряты, исповедующие эту религию, при захоронении соблюдают особые традиции: человека хоронят по времени года – если покойник умер зимой, то его одевают в куртку и теплую обувь, если летом – в легкую одежду. Вместе с ним кладут вещи, которыми он пользовался при жизни: если у человека было плохое зрение, то в последний путь его отправляют с очками, если он был писателем – с ручкой и блокнотом. Шаманисты в глубине души верят в загробный мир, и чтобы эти предметы соответствовали его правилам, их приводят в непригодность: очки надламывают, из ручки вытаскивают стержень, страницы блокнота надрывают.

В этнопарке мы слушали традиционную бурятскую музыку и практиковались в лепке бууз – блюде, напоминающем хинкали с открытым верхом.
Остров Ольхон, как и ожидалось, встретил нас хорошей погодой и уютными домиками. Маленькие гостиницы в нем напоминают домик бабушки в деревне или дачу. Больших гостиниц нет совсем. Деятельность жителей острова заключается втуризме и сохранении природы. Второе сделать особенно трудно: на Байкале есть множество эндемиков, популяция которых с каждым днем сокращается. Эндемики, прямо противоположны космополитам, обитают только в определенных географических зонах. Ими могут быть и растения: на Ольхоне, к примеру, запрещены квадроциклы – туристы, рассекая на них по местным улочкам, могут нечаянно значительно сократить популяцию многих из них.

Во время пребывания на острове мы побывали в самом сердце Байкала, исследовали покрытые льдом пещеры и насладились ухой из Омуля, а затем вернулись обратно в Иркутск, чтобы на следующий день отправиться в новое приключение.
Наш путь лежал в поселок Листвянка – он тоже находится на берегу Байкала. Из него мы вновь отправились на открытый лед на катерах на воздушной подушке «Хивус». Изначально мы удивились, что в них строго запрещено застегивать ремни безопасности (они вовсе отсутствовали), но затем нам объяснили, что это сделано для того, чтобы не было трудностей в их снятии, в случае если лед проломится. Такого не случилось, и мы благополучно добрались до Песчаной Бухты – здесь мы насладились красотой соснового леса и восхитились ходульными деревьями, уникальными, но созданными не природой, а человеком.

В Листвянке мы побывали на рынке и в Музее Байкала, где нам рассказали, что местные никогда не называют Байкал озером – для них это море, что-то более масштабное и величественное.

После посещения музея мы отправились на смотровую площадку, а затем в архитектурно-этнографический музей «Тальцы» под открытым небом.

В нем представлены жемчужины деревянного зодчества – усадьбы, построенные в шестнадцатом веке, которые выглядят, как будто они совсем новые. Объяснение этому – сибирский климат и забота работников музея. Сохранились в прекрасном состоянии также костюмы и предметы быта.

Больше всего мне запомнилось здание школы: мы узнали, что дети разных возрастов могли учиться в одном помещении, а на прохождение программы одного класса выделялся не один год, как сейчас, а целых два. Хоть образование и было бесплатным, далеко не все ребята могли его получить: нужно было заниматься хозяйством и помогать родителям. Поэтому часто в семье, состоящей из шестерых детей, учился только один ребенок. Учитель же был человеком очень уважаемым. В то время как зарплата обычного рабочего не превышала двадцати рублей, преподаватель в школе получал сто двадцать. В целом, на протяжении веков в образовательных учреждениях мало что изменилось, за исключением того, что раньше ребята открывали тетради не в сентябре, а в октябре или ноябре: учеба начиналась тогда, когда дети заканчивали работу в поле.

Восхитившись красотой памятников архитектурного наследия, мы вернулись в Иркутск, где провели последний вечер своего незабываемого путешествия. На юге уже начинается весна, но почему-то кажется, что в Сибири было намного теплей. Возможно, так на мое восприятие погоды действует акклиматизация, возможно – безграничная гостеприимность и добродушие иркутян, распахнутые руки тайги, которая снова и снова повторяет главную заповедь шаманизма: «Позаботься обо мне, и я отвечу тебе тем же».
Ксения Коваленко