Талантливый музыкант завоевал Гран-при престижного конкурса, который проходил дистанционно в Белгородском государственном институте искусств и культуры.
Валерий — коренной шахтинец, ему 19 лет. Учился в школе №37 и в Центре искусств им. П.И. Чайковского. Сейчас он — студент четвертого курса Шахтинского музыкального колледжа.
Мы решили рассказать нашим читателям об этом талантливом музыканте подробнее.
Талант с детства
— Валерий, откуда в тебе такая любовь к музыке, кто на это повлиял?
— В нашей семье музыкантов нет, хотя моя мама в юности занималась в музыкальной школе, но в дальнейшем как-то с искусством у нее не сложилось.
Насколько я помню, мои способности заметили еще в детском саду. Наш педагог по хореографии отвел меня в артемовскую музыкальную школу к педагогу по фортепиано Ларисе Калтыриной. Она послушала меня, проверила мои музыкальные данные и взяла к себе на обучение.Сначала я делал неплохие успехи и подавал большие надежды, но в какой-то момент чуть не бросил занятия по фортепиано — обиделся на педагога. А причина банальная — получал от Ларисы Андреевны не раз по рукам за игру с ошибками. Честно признаться, если бы не строгость и мудрость этого педагога, я бы сейчас к такому результату не пришел. Как же искренне я ей благодарен! К тому же, когда я захотел завязать с музыкой, мои родители настояли на том, чтобы я все же окончил музыкальную школу. И им тоже большое спасибо за это. Учась в музыкалке, я увлекся пением, и так, что мне пришлось после обучения на фортепиано вновь поступить на отделение по вокалу.
И дальше вокальные способности развивал под руководством педагога Ирины Ильиной. Я не шел, а летел на крыльях на эти занятия. Мне было так интересно и увлекательно на уроках, что я решил связать свою дальнейшую судьбу с этой профессией, а точнее — именно с эстрадно-джазовым вокалом. Но, к сожалению, в Шахтах такого отделения нет.
К тому времени мама узнала, что в нашем музыкальном колледже есть отделение хорового дирижирования и посоветовала мне пойти туда учиться. И я согласился: почему бы не попробовать?
— И как, не разочаровался?
— Всякое было. Сначала не понравилось, не хотел, не воспринимал, но все-таки многое зависит от педагога по специальности. У Татьяны Старцевой просто великолепный педагогический дар заинтересовать своего ученика так, чтобы влюбить в профессию дирижера. Так появился интерес к занятиям. В определенный момент я пришел к такому выводу: чтобы стать хорошим специалистом, необходимо совершенствоваться, оттачивать на практике свое мастерство и набираться опыта. А для этого надо принимать участие в конкурсах. Конкурс — это всегда большие нагрузки, огромная ответственность. А еще для меня это проверка на стрессоустойчивость.
Конкурс — это практика и опыт
— В каком конкурсе ты принимал участие впервые?
— Мой первый дирижерский конкурс проходил в Москве 18 февраля 2020 года. Я участвовал в IV Международном конкурсе хоровых дирижеров имени А.А. Юрлова в училище им. Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных и прошел во второй тур. В этом конкурсе принимали участие 68 человек. Хочу признаться, что тогда у меня не было практики, поэтому я не прошел в третий тур. Но то, что оказался во втором, уже для меня было большим достижением. А главное, меня заметили и предложили после окончания музколледжа поступить в академию Гнесиных. После первого конкурса появилось желание, я бы сказал, какой-то азарт участвовать. Замечу, это было еще до пандемии, и первый мой конкурс был очным.
— Как ты узнал о V Всероссийском дистанционном конкурсе молодых дирижеров академических хоров?
— Совершенно случайно. У меня после первого конкурса в Москве появились друзья, которые сообщили мне, что собираются принять участие в нем, прислали положение о конкурсе. Сначала мы с моим педагогом его изучили, основные требования в нем — одно произведение должен дирижировать конкурсант по своему усмотрению с сопровождением и одно обязательное произведение по выбору из списка (a cappella), состоящих из пяти произведений. Мы начали усердно и активно готовиться. Конкурсанта, то есть меня, записывали на видео и отсылали. Второй и третий тур — работа с хором — проходили онлайн. Например, перед тобой стоит камера, а там хор из Белгородского института культуры. Конкурсант дирижировал онлайн через камеру и даже мог внести свои поправки участникам хора.
Конкурс проходил в Белгородском государственном институте искусств и культуры, и впервые — дистанционно. Я показал себя на этом конкурсе очень достойно — взял Гран-при и был признан лучшим молодым дирижером России. Я сам удивлен!
Хотя заочно дирижировать очень тяжело. Ты не видишь хор вживую, звук через камеру дает искажение. Очно работать с хором, конечно, легче.
Хочу отметить, что настрой и установку на победу дала мой педагог Татьяна Старцева. Перед конкурсом она сказала: «Выступи так, как сыграла Натали Портман в фильме «Черный лебедь», и получи «Оскар»! Я так и сделал. И у меня получилось! Я оправдал ее надежды.
Настрой — оптимистический
— Куда ты собираешься поступать после окончания музколледжа?
— Планирую поступать либо в Российскую академию музыки имени Гнесиных либо в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, а возможно, в Ростовскую консерваторию им. С. Рахманинова. Есть время подумать. Да и что загадывать! У меня впереди еще служба в армии. Если призовут в армию, то буду просить военкома, чтобы меня направили в Ансамбль песни и пляски Южного федерального округа либо в Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. А после армии неизвестно, как судьба сложится, но я настроен оптимистически.
Сейчас готовлю с детским хором дипломные произведения, которые буду представлять комиссии на госэкзамене.
— А какие у тебя успехи по вокальному искусству, что тебе больше нравится исполнять?
— По этой дисциплине занимаюсь у замечательного педагога Марии Давыдовой, по вокалу у меня неплохие успехи. Раньше пел исключительно эстраду, но сейчас меня интересуют только классические произведения, очень люблю мировую классику. Еще пою народные хоровые обработки.
В конце прошлого года дирижер принял участие в первом туре II Всероссийского конкурса хоровых дирижеров имени Серафима Попова, он проходил онлайн. О том, что Валерий прошел во второй тур, музыканту сообщили 22 декабря. Второй тур конкурса намечен на весну 2021 года, и он будет очным.
Как дальше сложится судьба Валерия Складчикова? Об этом мы обязательно узнаем.
— Ведь человек сам дирижер своей судьбы, — уверен наш молодой герой.
Пока материал готовился к публикации, студент четвертого курса Шахтинского музыкального колледжа Валерий Складчиков занял первое место в Международном конкурсе хоровых дирижеров ABDINUR CHORAL COMPETITION братьев Абдинуровых. Состязание хоровых дирижеров и детских хоров было организовано университетом искусств и Союзом композиторов Казахстана и проходило в Астане.