А подрабатывал в Ростовском цирке унформистом, то есть выполнял вспомогательную работу на арене.
Имитировал голосом балалайку, саксофон, трубу
Однажды в цирке заболел клоун. И руководство обратилось к молодому человеку: «Николай, у тебя же есть способности, попробуй заменить заболевшего». Парень знал все репризы и без труда выступил вместо отсутствующего клоуна.
Вскоре начал писать свои репризы. У Николая была одна уникальная способность — он умел невероятно похоже имитировать голосом звуки разных музыкальных инструментов: балалайки, саксофона, трубы. Используя это умение, создал номер, который пользовался невероятным успехом у зрителей. Его и увидел Юрий Никулин, будучи на гастролях в Ростове.
— Тебе обязательно нужно поступать в Щукинское училище, — сказал великий клоун. — Приезжай в Москву, я тебе дам рекомендацию.
Но пока Сивчук собирал документы, пока заработал денег на поездку, экзамены в «Щуку» закончились, он пошел во ВГИК на отделение режиссуры народных театров и цирковых студий. Благополучно его окончил и получил распределение в театр на Таганке. Проработал там три месяца, решил поехать в Вешенскую. К Шолохову.
В станице народ был певучий
Работая в станичном Дворце культуры, создал народный театр. В его репертуаре было немало постановок, в том числе и по произведениям Михаила Александровича. Писатель был очень внимателен к станичному театру, часто приглашал Николая Сивчука, других работников Дворца культуры домой. За чаем обсуждали работу над спектаклями.
В станице народ был певучий. Николай создал музыкальный коллектив из ста человек. Музыкальный дар у Николая был прирожденным. Мальчиком сам научился играть на баяне. Мелодию песен и слова запоминал с первого раза. А в культпросветучилище постиг нотную грамоту, научился играть еще и на фортепиано, стал дирижером хора. Как-то спел вместе с гастролировавшим в Вешенской популярным в то время вокально-инструментальным ансамблем «Голубые гитары».
— Приезжай к нам, — сказал руководитель ВИА Игорь Гранов. — Через несколько месяцев от нас уходит один музыкант, освободится место в ансамбле, возьмем тебя.
Но вскоре в Вешки к Николаю приехала в гости «как к другу» знакомая девушка. Она только разошлась с мужем, у нее был маленький ребенок. Через две недели Николай сделал девушке предложение руки и сердца, и супружеская пара уехала на родину — в Шахты, а не в Москву к «Голубым гитарам».
Решил сменить профессию
Сивчук устроился учителем музыки в интернат в поселке им.Красина, жили там же, при интернате в крохотной комнатке. У них уже было двое детей. Ждали третьего. Но чудеса случаются: однажды к их крыльцу подъезжает машина, в комнату заходит человек и спрашивает: «Вам здесь не тесно?»
Гость предложил Николаю Адамовичу работу директора Дома культуры в совхозе «Артемовец» и двухкомнатную квартиру. Земля слухами полнится. Вот и прослышали о талантах Сивчука. Николай Адамович отработал четыре года в «Артемовце». Потом умерла его бабушка, появилась возможность переехать в ее дом, в Шахтах, в районе ул. Парковой. Тогда же решил Сивчук сменить профессию, поскольку в «культуре» платили мало, содержать семью было трудно.
Еще учась во ВГИКе, Николай встретился и разговорился с молоденькой девушкой, будущей звездой эстрады, впоследствии суперпопулярной в СССР певицей. Запомнились ее слова: «Если у тебя нет зубов, нет когтей, нет локтей, на эстраде тебе делать нечего». Возможно, она была права.
У Николая не было пробивных способностей. Хотя, наверное, мог бы и в Москве неплохо устроиться. Но тем не менее всюду его приглашали на работу, а вот на авиаремзавод он пришел сам. Работник культуры прекрасно разбирался в электронике и электрике. Знал слесарное и столярное дело. Самоучка.
На авиаремзаводе, еще будучи школьником, Сивчук проходил практику, ему очень нравилась техника. Оценив способности Николая Адамовича, его взяли механиком-электриком самолетного оборудования. В агрегатах он разбирался тщательно. Для него важно было обязательно найти причину поломки, а не просто заменить какую-то деталь. Мастерство росло с опытом, а Николай все еще получал зарплату по первому разряду, хотя уже выполнял работу пятиразрядника.
Однажды случилось чрезвычайное происшествие — самолет отремонтировали, его надо выпускать, а приборы не работают. Три дня инженеры пытались разобраться — не смогли. Тут начальник цеха увидел Сивчука: «Пойди покажи, на что ты способен». Николай Адамович буквально за час нашел неполадку — заводской брак одной детали. Тогда Сивчуку присвоили сразу четвертый разряд.
Требовала душа
Николаю Адамовичу всегда не хватало своей обычной работы. Он находил еще что-то, чего требовала душа. На заводе видел, сколько использованных деталей выбрасывается в мусор. И организовал в соседней школе № 25 кружок робототехники, вел занятия бесплатно. Вскоре Николая Адамовича пригласили в школу учителем труда.
В 35 лет он решил получить второе высшее образование — педагогическое. Работе с детьми отдал 13 лет. В школе у него была большая нагрузка. Но вместе с учителями Анатолием Шишкиным и Анатолием Столбченко Николай Адамович находил время выступать с музыкальными номерами на школьных вечерах и смотрах.
Из школы Н.А. Сивчук перешел на работу мастером столярных изделий в профессионально-техническое училище №35, где он работал девять лет. И, конечно же, пел в хоре училища. Тогда его и пригласили в хор муниципального ансамбля «Надежда». Дальше — 15 лет интересной творческой жизни, сначала пел с хором, потом с оркестром народных инструментов. Коллектив выступал не только в Шахтах, но и в других городах и станицах области, гастролировал во Франции и Германии. Везде ансамбль принимали на ура.
Однако обстоятельства сложились так, что вновь пришлось вернуться на производство. Николай Адамович стал начальником электроцеха, в котором ремонтировали электродвигатели для шахтного оборудования. Порой механизмы были такие огромные, что можно было войти внутрь. Иногда приходилось спускаться в шахту и ремонтировать оборудование прямо на месте. Поскольку пока двигатель снимут, привезут, отремонтируют, могло и шахту затопить. В цехе проходили практику студенты энерготехникума.
Самый главный Дед Мороз
Однажды вспомнил о воспитанниках детского реабилитационного центра «Добро-
дея». Ему доводилось там бывать, он восхищался картинами, разными поделками ребят, имеющих проблемы со здоровьем. Николай Адамович предложил директору центра трудоустраивать выпускников, которые умеют работать руками у себя в цехе. Оборудовал для них комнату, и ребята перематывали трансформаторы.
Затем Н.А. Сивчук работал электриком на строительстве РЭМЗа, художественным руководителем в клубе поселка Каменоломни, но никогда не оставлял творчество.
В Каменоломнях Сивчук — самый главный Дед Мороз. Поселковые елки проходят только с его участием. Однажды на новогодний праздник он пришел в Детский дом. После веселого представления к нему подбежал мальчик: «Дедушка, я очень хочу, чтобы у меня была семья!». У Николая Адамовича все перевернулось в душе. Он не знал, что ответить малышу.
— Это очень сложное желание, — сказал Дед Мороз, — но я попробую его исполнить.
А через несколько месяцев, уже летом, Николай Адамович выступал с концертом в одном из хуторов. К нему подбежал тот же малыш: «Дедушка! А у меня теперь есть семья!» Оказалось, мальчика усыновили.
— Родители тебя не обижают? — спросил «дедушка».
— Нет.
— А ты их?
— Неет. Я их люблю.
Сивчук не смог сдержать слез.
Родные напевы
Сейчас Николай Адамович ведет физику и астрономию в школе №77 им. Петрушко в Казачьих лагерях, ведет кружок судостроения, электротехники и радиоэлектроники, продолжает петь в ансамбле «Надежда». И как всегда, Николаю Адамовичу чего-то не хватает, ему нужно делать больше. Ему мало репертуара ансамбля и, выступив с музыкантами, он под «минусовку» поет романсы, русские народные песни, арии из опер. Репертуар для своих выступлений подбирает просто — берет произведения, которые нравятся ему самому, а значит, они нравятся его сверстникам. Но самое главное, в живом исполнении Николая Сивчука музыкальные произведения с восторгом слушает и молодежь.
Он выступает в клубах, музее, библиотеке, на благотворительных вечерах. Однажды после концерта к нему подошла женщина, сказала, что она тоже любит петь и хотела бы выступать. Николай Адамович, конечно же, ее поддержал. Начали репетировать вместе дома у новой знакомой, к ним присоединились еще две самодеятельные певицы. Получилась группа «Родные напевы» в составе Раисы Середы, Галины Новиковой, Надежды Теняковой и Николая Сивчука. Она теперь выступает в составе «Надежды» в музее, на казачьих фестивалях, в селах. Это люди, которые сохраняют нашу культуру.
Николай Адамович всегда мечтал, чтобы кто-нибудь из его детей стал артистом. Средняя дочь Светлана занималась в цирковой студии «Сюрприз» в Городском Дворце культуры. Но, увы, руководитель переехал в другой город, а коллектив распался.
Николай Адамович начал заниматься музыкой с младшей дочерью Анной, когда она была совсем маленькой. Анна продолжила обучение в музыкальной школе в детском ансамбле песни и танца «Наследие». В составе этого коллектива она побывала на Международном детском фестивале во Франции, в Китае. Сейчас Анна Сивчук работает в Кубанском казачьем хоре в Краснодаре. Сбылась мечта отца.
Устоявшаяся фраза «несмолкаемые овации». Да, именно несмолкаемыми овациями заканчиваются порой концерты шахтинского певца. Для Николая Адамовича это не просто одобрение творчества. Это нечто большее — слияние его души с душами десятков слушателей, рождение какого-то духовного единства.