Идём по хрустящему снегу, проходим досмотр в здании вокзала и выходим прямиком к нему – «Поезду Победы». Это первая в мире инсталляция-музей, расположенная в настоящем поезде и полностью погружающая зрителей в военную среду. Такой поезд прибывает город Шахты уже второй раз, но только сейчас мне удалось посетить его.
При входе в поезд каждому участнику выдаются наушники и проигрыватели. На ближайшие полчаса вашим аудиогидом становится девушка Лидия. На момент 1941-го – то есть на момент начала нашей экскурсии – ей всего девятнадцать лет. Она пошла по стопам отца и также стала машинистом. От её лица участники экскурсии знакомятся с историей войны.
«Конечно же, я хотела стать как папа… Но он был категорически против… Однако я настояла на своём, поступила на курсы помощников машиниста в белорусском городе Гомель и окончила их с отличием. В свой первый рейс я отправилась весной сорок первого года…» – именно так юная Лидия начинает свою сложную историю.
Первый вагон показывает, как выглядели пассажирские поезда до войны. Моряки, туристы, грибники и рыболовы. Каждое лицо выражает какую-то свою особенную радость. «Одной большой советской семьёй» называет Лидия тех, кого везёт в поезде. Эти люди ещё счастливы и ещё пока не знают, что скоро произойдет событие, которое раз и навсегда перевернёт их жизнь.
«Теперь всё это осталось в прошлом. В один миг куда-то исчезли и пряные ароматы цветов, и густой дух грузинской махорки, и сладковатый запах материнского молока» – этими словами заканчивается рассказ в первом вагоне. Пассажиры поезда идут дальше.
Второй вагон представляет собой прямо противоположную картину, на ней уже не радостные люди. В тихом смирении и глубокой задумчивости отправляются на фронт солдаты. Серо-зеленая форма заменяет брюки и рубашки, а черные винтовки – удочки. Вагон безмолвен. Описанную мной картину Лидия увидела в октябре сорок первого. В это время враг был в двадцати километрах от столицы. Отправлявшиеся на фронт понимали, что будет очень тяжело. Каждое лицо было уникальным и непохожим на других, но всё же все были одинаковыми: их равняла форма, звание и повисшая в воздухе тревога.
Продвигаясь по поезду, мы продолжаем слушать историю Лиды. Сейчас она рассказывает о своём брате Николае. Он поступил в Москву на ремонтника поездов, а позже записался добровольцем в дивизию народного ополчения. Только в сорок втором она получает от него весточку из деревни Бородино, той самой, что уже сыграла в истории нашей страны немаловажную роль. Заканчивается второй вагон и начинается третий отрывком из письма Коли: «Сложно описать тебе всё то, что творится сейчас вокруг меня. Горит земля, горит металл, горят люди. Не ждите, живым отсюда не вернусь». Первый период войны был суров, именно он унес жизни многих молодых парней. Таких, как Коля, были десятки тысяч. В этом вагоне множество окопов и совсем немного людей. Я посчитала это очень символичным.
Другая часть вагона посвящена подвигу защитников Брестской крепости. Здесь не перечесть солдат. Одни из них живы, но на лицах – застывшая гримаса ужаса. Другие живы только в сердцах своих потомков – они стали частью крепости, на защиту которой бросили всё, что у них было.
Четвёртый вагон отличается от всех предыдущих. Он меньше всего похож на тот, в котором перевозят людей. Это товарный вагон «поезда смерти». В них перевозили пленных в трудовые немецкие лагеря. Это одна их самых неуютных частей поезда. Фигуры сидящих на нарах людей худые и серые. На мониторах воспроизводят кадры из Освенцима.
— Больше всего мне запомнился вагон с истощёнными военнопленными, которых забрали для физических работ. Эта экскурсия у меня вызвала сильное чувство гордости за воевавших за нашу страну, – поделился Артём Горин, ученик 11 класса школы №36, посетитель музея.
Лидия вспоминает, что в таком вагоне когда-то везли её отца, будущего узника концлагеря. «Хорошо, если там были сколоченные наспех нары. Большинство пленных неделями ехали стоя, от тесноты даже сесть было невозможно…» – так перевозили советских людей в те места Германии, из которых возвращались только единицы.
Осенью сорок второго года Лидия чуть не погибла от осколка бомбы, поэтому следующий вагон, встречающий участников, – санитарный. «Сложнейшие операции делали под стук колёс». Этот вагон светлее и просторнее остальных. Здесь стоит заботливая медсестра, помогающая одному из раненых. Много-много книг, скальпелей, пинцетов и зажимов. Но отдельное место в этом вагоне занимает стол колбочек и баночек – рабочее место Зинаиды Ермольевой, знаменитой госпожи Пенициллин, прозванной так за изобретение первого советского антибиотика, благодаря которому к концу войны практически прекратились ампутации. В том же вагоне чуть поодаль сидит Игорь Васильевич Курчатов, отец советского атомного проекта.
Банный вагон шёл следующим, он очень красочный и интересный. Стоят несколько тазиков с солдатским мылом и вениками. Несколько перегородок образуют душевые части. Лидия вспоминает интересную историю, связанную с банно-прачечными составами. «В начале сорок третьего года в Сталинград привезли немецкого фельдмаршала Фридриха Паулюса… Посмотрел на него генерал Рокоссовский и решил: «Перед тем, как везти пленного в Москву, надо отмыть его как следует»… Немец от бани отказался, мылся под душем, а мыло себе туалетное вытребовал, а потом ждал, пока из его одежды вшей выведут». Именно его фигура, укрытая в белую ткань, недовольно стоит посреди вагона. Картина и вправду забавная.
Следующий вагон посвящен Ленинграду. Когда блокаду удалось прорвать, была проложена железная дорога, которую называли то «дорогой победы», то «коридором смерти». Оба названия уместны, ведь составы, которые шли по этой дороге, были на виду у немцев и порой доходили до места назначения горящими. Лида рассказывает посетителям музея о необычном грузе, привезенном в город, – сотне кошек, необходимых для ловли крыс. В этом вагоне стоят две запоминающиеся фигуры – мальчик, машущий на прощание кому-то в белоснежной пустыне, и солдат, держащий на руках рыжего кота.
«Когда фронт покатился на запад, многие военачальники стали жить и работать в вагонах. Был такой вагон и у нашего генерала Константина Константиновича Рокоссовского…». Генеральский вагон очень походил на хорошо оборудованный кабинет. Карты, приборы, а самое главное, что лежало на виду, – специальные лыжи, с помощью которых можно было ходить по болотам. Именно благодаря такой простой незатейливой вещи из ивовых прутьев немцев удалось окружить в ходе операции «Багратион». Это принесло Рокоссовскому звание маршала.
Но не только в фашистах была угроза. Она засела также на востоке, где жестокие самураи проводили опыты над людьми. Лидия вспоминает слова своего знакомого, который был уверен – «после войны будем довоёвывать». Так и получилось.
Предпоследней инсталляцией стал зал Нюрнбергского процесса – важнейшего суда в истории человечества. Здесь собраны лица тех, кто выносил приговор главным преступникам двадцатого века. Рядом Порфирий Крылов – член знаменитых «Кукрыниксов». Лида, смеясь, говорила, что эти художники обязательно должны были быть на суде. Уж очень немецким военачальникам не нравились карикатуры творческого коллектива!
Предпоследний, самый яркий и счастливый, — вагон Победы. В нём видимо-невидимо счастливых лиц и пестрых цветов! Цвета стен уже не серые, уже не в бронированной железной обивке. Теперь они покрашены простой красной краской. «Нас ждут новые подвиги, теперь уже трудовые!» – заключает машинист поезда.
Посетители попадают в последний вагон, а точнее в маленькую его часть. Там несколько сидений и он тёмен и пуст. Это места для нас. «Поезд жизни всё идет и идет… Из двенадцати моих одноклассников до победы дожили трое. Ещё я помню, как поразила меня долгожданная встреча с папой!.. Война пыталась отнять самое ценное, что у нас было, – время нашей молодости. Но мы его не отдали. Мы жертвовали жизнью, чтобы сохранить эту ценность для вас, потомки!..». И тогда я поняла, эта пустая, ещё необжитая часть вагона – это наше место.
— Каждый из 10 вагонов – отдельная история. Слезы боли и отчаяния наворачивались в вагоне, посвященном началу Великой Отечественной войны, защитникам приграничных рубежей. Люди стояли стеной, и экспозиция передает всю силу советских солдат. Каждый следующий вагон погружает в историю молодой Лидии. Выдохнула в вагоне, посвященном Победе. Здесь тоже слезы, но другие, это слезы радости и гордости, благодарности и почтения. Самостоятельный проход с аудиогидом – отличный формат экскурсии. Посетители считывают эмоции рассказчика и дальше – рефлексия. Никаких оценочных суждений. В этих мыслях хочется остаться одному. Хочется, чтобы эту инсталляцию посмотрело как можно больше людей, чтобы дети приходили туда со своими родителями, – поделилась впечатлениями Ольга Крылова, учитель истории школы №36, советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими объединениями.
— Я являюсь волонтером «Поезда Победы» не первый раз и каждый раз у меня это медиасопровождение. Сегодня я попробовала себя в качестве гида и провела группу. На самом деле непередаваемое ощущение, когда ты держишь в руках фотоаппарат и замечаешь лица людей, которые наполнены и радостью, и состраданием, и сочувствием. Понимаешь, что такие иммерсивные выставки, которые можно потрогать, – отличная возможность окунуться в историю каждому школьнику, ребенку, родителю при одном лишь желании! Я заметила, что выходя из этого поезда, люди начинают понимать ценность жизни. Мы можем смотреть всё это в учебниках и фильмах, но когда ты переходишь из периода в период, благодаря такой обстановке – это совершенно иное, – говорит Александра Чуб, медиаволонтёр «Поезда Победы», руководитель муниципального штаба ВОД «Волонтёры Победы» города Шахты.
Я снимаю наушники, и Лидия «растворяется». Жалко, ведь я так привязалась к ней! Не зря Михаил Александрович Шолохов говорил, что война может соединить две совершенно незнакомые души. Вот и мне Лидия стала уже совсем как родная. Но позже я узнала, что Лидия – не настоящая. Это не история, созданная по чьей-то биографии. Это собирательный образ молодых советских людей, что защищали своё Отечество. Выходит, я поговорила не только с Лидой, но и со всем поколением тех, кто отдал свою молодость Победе.
Валерия Бронникова, юнкор ГДДТ г.Шахты