Наступает двунадесятый праздник, он посвящен Успению (от слова «сон») — праведной и блаженной кончине Божией Матери.

Илья ШАРКОВ, древлехранитель Шахтинской епархии:

— Если день Успения приходится не на среду или пятницу, 28 августа происходит разговение, в противном случае разрешается вкушение рыбы, вина и елея, а пост прекращается на второй день праздника.

В нашей стране, особенно в Московский период, главные храмы посвящали этому празднику, ведь Русь именовали Домом Пресвятой Богородицы (Успенский собор Московского Кремля, Успенский собор во Владимире и др.). Название праздника широко отражено в российской топонимике и в фамилиях.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы». Фото Тамары Маргиевой.

Согласно древнему церковному преданию в этот день апостолы чудесным образом, «на облацех», собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить Ее погребение.

 

Праздник Успения Пресвятой Богородицы восходит ко времени раннего христианства. В Византии он утвердился после победы, одержанной 15 августа 595 года императором Маврикием над персами.

Праздник Успения имеет один день предпразднества и девять дней попразднества, ему предшествует двухнедельный Успенский пост. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая служба — Чин погребения Богоматери.

Успение Девы Марии служит назиданием, что смерть не уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.

Церковный историк Никифор Каллист (XIV в.) изложил древнее предание, повествующее об обстоятельствах Успения Богородицы, согласно которому святые апостолы Петр, Иаков, Павел и другие понесли одр с телом Девы Марии через весь город Иерусалим в Гефсиманию, где были гробницы родителей и Обручника Богородицы. Над погребальной процессией появилось светлое облако и послышалось ангельское пение.

О погребальном шествии донесли иудейским первосвященникам, которые послали стражу для разгона процессии, но спустившееся к земле облако закрыло ее от нападавших. Первосвященник иудейский Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой ангельской силой. Афония ужаснулся и раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать христианство. Апостолы с честью погребли тело Пресвятой Богородицы в пещере, привалив вход в нее большим камнем.

Промыслительно апостол Фома единственным из апостолов не был при погребении Богородицы, он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле святого гроба. Апостолы отвалили камень от гроба, чтобы и Фома мог приложиться к святому телу Пресвятой Богородицы, но Ее тело исчезло, а в пещере лежали лишь погребальные пелены. Приснодева была с телом взята на небо, а вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Богородица и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ святые апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Роспись «Успение Пресвятой Богородицы» в Покровском кафедральном соборе.