Успение — «малая Пасха»

Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии:

— Этот двунадесятый праздник посвящен Успению (от слова «сон») — праведной и блаженной кончине Божией Матери. Согласно древнему церковному преданию, в этот день апостолы чудесным образом, «на облацех», собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить Ее погребение.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы восходит ко времени раннего христианства. В Византии он утвердился после победы, одержанной 15 августа 595 года императором Маврикием над персами.

Праздник Успения имеет один день предпразднества и девять дней попразднества, ему предшествует двухнедельный Успенский пост. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая служба — Чин погребения Богоматери.

Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь. Одна из самых древних обителей Крыма, основанная в VIII веке.

Успение Девы Марии служит назиданием, что смерть не является уничтожением человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию, к вечности.

Церковный историк Никифор Каллист (XIV в.) изложил древнее предание, повествующее об обстоятельствах Успения Богородицы. Согласно ему святые апостолы Петр, Иаков, Павел и другие понесли одр с телом Девы Марии через весь город Иерусалим в Гефсиманию, где были гробницы родителей и Обручника Богородицы.

 

Над погребальной процессией появилось светлое облако и послышалось ангельское пение. О погребальном шествии донесли иудейским первосвященникам, которые послали стражу для разгона процессии, но спустившееся к земле облако закрыло ее от нападавших. Первосвященник иудейский Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой ангельской силой. Афония ужаснулся и раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать христианство.

Свято-Успенский  Бахчисарайский мужской монастырь. Крым. Скалы вокруг него возвышаются на высоту до 140 метров. Фото предоставлено паломническим отделом Шахтинской епархии.

Апостолы с честью погребли тело Пресвятой Богородицы в пещере, привалив вход в нее большим камнем. Промыслительно апостол Фома единственным из апостолов не был при погребении Богородицы, он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле святого гроба. Апостолы отвалили камень от гроба, чтобы и Фома мог приложиться к святому телу Пресвятой Богородицы, но Ее тело исчезло, а в пещере лежали лишь погребальные пелены. Приснодева была с телом взята на небо, а вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Богородица и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ святые апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

В нашей стране множество святых обителей посвящено именно великому празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Александр Киселев в Свято-Успенском  Бахчисарайском мужском монастыре.

Это такие известные монастыри, как Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь на Кавказе, Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь (Крымская лавра), Дивногорский Свято-Успенский монастырь в Воронежской области, Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь на севере, Свято-Успенская Святогорская лавра на Украине в Донецкой области, нижний храм Благовещенского храма Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря также освящен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Наталья Колтунова и Наталья Егорова в Успенском Второафонском Бештаугорском мужском монастыре. Город Пятигорск.

К празднику Успения Пресвятой Богородицы шахтинцы прислали фотографии из Успенских монастырей.

Нравственная цель — следовать примеру

Шахтинские паломники в Успенском Бештаугорском монастыре, основанном русскими монахами, прибывшими со Святой Горы Афон на Кавказ в начале XX столетия.

Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. Праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу. На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям. К тому же теперь Пресвятая Богородица является для нас самой горячей заступницей, стоит только попросить ее о помощи! Нравственная цель праздника — следовать примеру святой жизни Божией Матери, чтобы сподобиться мирной и спокойной кончины, как Ее успение, которое даже сложно назвать смертью — так она была безмятежна и свята. «Дева Мария всячески слышит нас. Потому что в месте светлом, в стране живых прибывает Матерь Спасения», — учит нас святитель Иоанн Златоуст.

Подготовила Н. Ершова