Этот праздник преимущественно чтится Русской Православной Церковью. Особенным стал этот праздник на казачьем Дону.
В основу праздника положено предание о чудесном явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме Константинополя около 910 года. Во время осады города язычниками (среди которых были руссы, варяги) Божия Матерь простерла над Константинополем белый покров (Свой головной убор – мафорий, омофор) и вознесла молитву о спасении византийцев от беды и врагов.
По преданию, в воскресенье, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, родом славянин, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Божию Матерь в небесном свете и окруженную ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Богородица начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, затем, подойдя к Престолу Своего Сына и Бога, она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Владычица сияла неземной славой, а покров (омофор) в Её руках блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, юношу из знатной греческой семьи – блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Ученик ответствовал: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Пресвятая Богородица просила Господа принять молитвы скорбящих и терпящих осаду своего города греков. Молитва была услышана: буря на Босфоре разметала неприятельский флот, и столица Византии осталась невредимой. Святые Андрей и Епифаний, созерцавшие молящуюся Богородицу, «долгое время смотрели на распростертый над народом покров; доколе была там Пресвятая Богородица, видим был и покров; по отшествии же Её, сделался и он невидимым, но, взяв его с Собой, Она оставила благодать, бывшую там».
Большинство исследователей связывают историю появления на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы с именем Владимирского князя святого Андрея Боголюбского. Благочестивым князем около 1164 года был установлен в Русской Церкви этот любимый народом праздник.
В нашей стране храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы стали появляться с XII века. Первым таким храмом стала всемирно известная жемчужина древнерусской архитектуры – храм Покрова на Нерли (1165 г.) – была возведена из белого домодедовского камня владимирскими зодчими по велению князя Андрея Боголюбского в полутора километрах от его резиденции, а ныне женского монастыря в честь Рождества Богородицы в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. В Москве царем Иоанном IV Грозным в память покорения Казани в день Покрова 1552 года был построен собор Покрова на рву, более известный как храм Василия Блаженного. Этот храм воплотил в себя идею о Москве как о Третьем Риме, собиравшем под скипетр православного московского царя земли и народы.
После драматичных событий Азовского осадного сидения казаков 1637-1642 гг., их чудесного спасения Божией Матерью, покрывшей взмолившихся донцов пеленой тумана и даровавшей победу над агарянами, Покров стал войсковым праздником Донского казачьего войска, поэтому на Дону имеется большое количество замечательных храмов в честь этого праздника. В нашем богоспасаемом граде Шахты тоже есть два храма в честь чтимого праздника: Покровский кафедральный собор и церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Пролетарке.
Покровский храм в городе Александровске-Грушевском (ныне г. Шахты) был сооружён 120 лет назад, в 1902 году. Ещё в конце XIX столетия на землях Донбасса стремительно росла добыча угля и население города Александровска-Грушевского значительно возрастало. Две городские церкви, а также две рудничных уже не могли удовлетворить религиозные потребности всех горожан. После постройки на Церковно-базарной площади рядом со старой деревянной Петро-Павловской церковью в 1899 году завершилось строительство нового большого кирпичного храма. Донская духовная консистория разрешила перенести ветхую деревянную Петро-Павловскую церковь на Сенную площадь и устроить её на новом месте по старому плану с заменой обветшавших частей.
Это решение 11 сентября 1900 года поддержало Областное правление войска Донского. В Ведомости о Покровской церкви города Александровска-Грушевского Донской епархии за 1909 год отмечено: «Церковь эта построена в 1902 году. Она кирпичная с такой же колокольней в одной связи, покрыта железом». Однопрестольная церковь посвящена Она была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы. Старое здание, а точнее, её деревянные своды, барабан и купол (то есть, верхняя часть) были установлены на кирпичные стены. Это можно разглядеть на сохранившейся дореволюционной фотографии Покровской церкви. Детальное описание храма имеется в описи, составленной специальной комиссией Шахтинского волостного исполкома в 1922 года: «Оная церковь одноглавая, при ней колокольня, здание кирпичное с деревянным сводом и куполом, внутри оштукатурена и выбелена известью. Снаружи не оштукатурена и не окрашена. Купол, крыша и колокольня покрыты демидовским листовым железом и окрашены охрянкой. Крест на церкви один железный, шестиконечный, окрашен желтой краской. Таковой крест имеется на колокольне. Длина церкви 30 аршин, ширина 18 аршин. Окон в церкви 16, дверей 4, обитых листовым железом. В колокольне 10 окон. Печей в церкви нет, но отапливается находящейся под церковью амосовской печью. В церкви под полом находится подвальное помещение длиною 16 аршин и шириною в 1 аршин».
При открытии Покровской церкви в 1902 году, при ней сначала не было самостоятельного причта: в храме служили священники других градских церквей – Петро-Павловской и Александро-Невской. Самостоятельный причт был образован в 1904 году решением Святейшего Правительствующего Синода в 15 января 1904 года. Приход вошел в Александровск-Грушевское благочиние, но в мае 1905 года был переведён в Багаевское благочиние, а в сентябре 1905 года был вновь и окончательно возвращён в Александровск-Грушевское благочиние.
В Покровской церкви по установленному Донской духовной консисторией на основании указа Синода служили один священник и диакон-псаломщик, позже в штат храма включили просфорню.
На 1909 год в приходе проживало 2437 человек (1286 мужчин и 1151 женщин), все были православными. Из них 10 человек были духовного звания, к казачьему сословию принадлежали 19 человек, мещан числилось 1976 и крестьян – 432 человека.
На основании синодального решения церковь и ёё штатные служители содержались на средства, поступающие от верующих (совершение треб, добровольные пожертвования). Крупные пожертвования на Покровский храм делал церковный староста – крестьянин Харьковской губернии Старобельского уезда, а в то время шахтёр Александровска-Грушевского Иерофей Каллистратович Кошман, за что был дважды высочайше награждён медалями. Средствами церкви распоряжалось церковно-приходское попечительство, образованное в 1906 году. Председателем его был священник Димитрий Сребрянский, а членами – мещане Иван Новиков, Андрей Левченко, Арсений Гуров, Василий Кривоносов, Захарий Юрошенко, Платон Кучеренко, Иван Милютин и Павел Глущенко. Впоследствии в церкви служили священники Григорий Митропольский, известный донской публицист и проповедник и Георгий Пащинский. Церковно-приходское попечительство обеспечило церковь всей необходимой утварью, при церкви в начале XX в. была библиотека, в которой имелись необходимые церковные книги и 20 книг для чтения.
При храме имелась церковно-приходская школа, расположенная в отдельном здании, в ней одновременно обучались 100 учеников. На церковные средства в 1904 г. был построен дом для церковнослужителей, а в 1908 г. была возведена каменная церковная ограда. Приходской дом сохранился до нашего времени, в нём расположена церковная лавка собора.
Из славного дореволюционного прошлого 120-летнего храма сохранилась лишь одна фотография, запечатлевшая праздник древонасаждения и молебен у стен Покровской церкви 1912 года.
В послереволюционное время церковь неоднократно переходила в разные существовавшие тогда течения. Причт примыкал к обновленцам и другим раскольникам. В конце 1920-х годов храм становился «кафедральным собором» шахтинских обновленцев. Но, это не спасло церковь от закрытия и разрушения в 1933 году. И сами раскольники позже были репрессированы и расстреляны. Единственным храмаом оставалась алесандро-Невская церковь, закрытая в конце 1937 года. С 1937 по 1943 годы в Шахтах не было ни одного храма. Во время Великой Отечественной войны и оккупации, горожане открыли молитвенный дом, и в память о Покровской городской церкви, посвятили его празднику Покрова, так появился в нашем городе Покровский храм «на Пролетарке».
Возрождение храма, превращённого в 1935 году в трамвайное депо, началось в 1995 году. А в 2011 году в связи с образованием Шахтинской епархии Покровский собор канонично и законно стал кафедральным собором новообразованной церковной единицы.
Сегодня Покровский кафедральный собор – самый крупный и многолюдный православный храм города и один из крупнейших в епархии. Его 38 метровая колокольня является городской архитектурной доминантой. В соборе хранятся иконы с частицами святых мощей угодников Божиих – св. князя Владимира – крестителя Руси, святого преподобномученика Сергия Сребрянского, а также находится ковчег-мощевик с частицами мощей святых древней Церкви. В соборе совершает богослужения и активно проповедует Пеосвященнейший Симон, епископ Шахтинский и Миллеровский, чьей кафедрой и является храм. Также, горожанам хорошо знаком своей неутомимой пастырской деятельностью настоятель собора – иерей Александр Теличкин. Собор является центром социального служения и благотворительности, просветительской и миссионерской деятельности, на его площади проводятся многочисленные патриотические акции и городские праздники.
Пожалуй, самое древнее отечественное иконографическое изображение сюжета Покрова, сохранившееся до наших дней, находится на огромной медной створке древних Златых западных врат Богородице-Рождественского собора г. Суздаля (XIII-XVII вв.). Рисунок в виде клейма выполнен в XIII веке в технике «огневого золочения».
На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обычаи древних славянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. С ним издавна связывали начало зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». После этого дня крестьяне средней полосы России начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров предвещал снежную и холодную зиму. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы дал названия огромному числу станиц, сел и деревень России, а также послужил основанием большого количества названий мест, улиц, площадей и фамилий.
Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии