«… Покрый нас честным Твоим омофором!»
Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии:
— 14 октября (1 по Юлианскому календарю) православные христиане отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы, относящийся к числу великих. Этот праздник преимущественно чтится Русской Православной Церковью.
В основу праздника положено предание о чудесном явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме Константинополя около 910 года. Во время осады города язычниками (среди которых были руссы, варяги) Божия Матерь простерла над Константинополем белый покров (мафорий, омофор) и вознесла молитву о спасении византийцев от беды и врагов. По преданию, в воскресенье, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, родом славянин, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Божию Матерь в небесном свете и окруженную ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Богородица начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, затем, подойдя к Престолу Своего Сына и Бога, она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Владычица сияла неземной славой, а покров (омофор) в Её руках блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, юношу из знатной греческой семьи – блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Ученик ответствовал: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Пресвятая Богородица просила Господа принять молитвы скорбящих и терпящих осаду своего города греков. Молитва была услышана: буря на Босфоре разметала неприятельский флот, и столица Византии осталась невредимой. Святые Андрей и Епифаний, созерцавшие молящуюся Богородицу, «долгое время смотрели на распростертый над народом покров; доколе была там Пресвятая Богородица, видим был и покров; по отшествии же Её, сделался и он невидимым, но, взяв его с Собой, Она оставила благодать, бывшую там».
Большинство исследователей связывают историю появления на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы с именем святого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Благочестивым князем около 1164 года был установлен в Русской Церкви этот любимый народом праздник.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Вторая половина XVI века. Новгород .
В нашей стране храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы стали появляться с XII века. Первым таким храмом стала всемирно известная жемчужина древнерусской архитектуры – храм Покрова на Нерли (1165 г.) – была возведена святым князем Андреем Боголюбским в полутора километрах от княжеской резиденции, ныне женского монастыря в честь Рождества Богородицы в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. В Москве царем Иоанном IV Грозным в память покорения Казани в день Покрова 1552 года был построен собор Покрова на рву, более известный как храм Василия Блаженного. Этот храм воплотил в себя идею о Москве – Третьем Риме, собиравшем под скипетр православного московского царя земли и народы.
Покров стал войсковым праздником Донского казачьего войска, поэтому на Дону имеется большое количество замечательных храмов в честь этого праздника. В нашем богоспасаемом граде Шахты тоже есть два храма в честь чтимого праздника: Покровский кафедральный собор и церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Пролетарке.
Пожалуй, самое древнее отечественное иконографическое изображение сюжета Покрова, сохранившееся до наших дней, находится на огромной медной створке древних Златых западных врат Богородице-Рождественского собора г. Суздаля (XIII-XVII вв.). Рисунок в виде клейма выполнен в XIII веке в технике «огневого золочения».
Златые врата. Фото сделаны И.Г.Шарковым во время паломничества в Суздаль в октябре 2012 г. на международный семинар Императорского Православного Палестинского Общества во Владимире.
На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обычаи древних славянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. С ним издавна связывали начало зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». После этого дня крестьяне средней полосы России начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров предвещал снежную и холодную зиму. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы дал названия огромному числу станиц, сел и деревень России, а также послужил основанием большого количества названий мест, улиц, площадей и фамилий.