Покаяние — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

Великий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику – дню Светлой Пасхи. В основе Великого поста воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог.  Великий пост предваряется тремя подготовительными неделями – «седмицами», постепенно вводящими верующих в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм.

Начинается пост с Чистого понедельника, следующего за Прощеным воскресеньем.

Сам пост состоит из двух периодов:

Святой Четыредесятницы – первые сорок дней Великого поста.

Страстной Седмицы – последняя неделя перед Пасхой.

Если во время Четыредесятницы мы идём навстречу Богу, то во время Страстной Седмицы Бог идёт к нам. Он идет через великие мучения, арест, Голгофу, Тайную Вечерю, сошествие в ад, и после этого уже к самой Пасхе. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник – Пасху.

Структура Великого поста построена так, что каждая неделя имеет свой духовный смысл. И человек, который полноценно посвящает свои время и силы посту, как по лестнице духовного восхождения, ступенька за ступенькой поднимается к тайне Пасхи Христовой. По словам митрополита Антония Сурожского, Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Чтобы ощутить в полноте эту радость, нам и необходим пост. Христианская жизнь немыслима без подвига – без того усилия, которое предпринимает верующий, чтобы избавиться от грехов для следования воле Божией. Пост является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе.

Пост, как добровольное аскетическое делание, включает в себя:

— Воздержание от сытной и вкусной пищи и развлечений

— Усиленную молитву

— Добрые дела

Из перечисленных пунктов становится понятно, что смысл поста в том, чтобы учиться воздержанию. Через воздержание к пище и развлечениям мы можем научиться сдерживать свои страсти. Оно помогает нам лучше узнавать себя. Бывает, что человек начинает тяготиться постом, становясь раздражительным, агрессивным, несдержанным. Все дело в том, что пост выявляет в человеке спящие грехи и страсти. И это прекрасная возможность начать с ними бороться.

Нормальное состояние после Великого поста – духовная радость и торжественная приподнятость настроения от осознания того, удалось побороть какие-то свои грехи и духовно приблизиться к Богу.

Покаянный канон святого Андрея Критского

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30).

Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского. Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

Материал подготовлен паломническим отделом Шахтинской епархии по данным сайта  https://www.pravmir.ru/